образует правильные заключения-следствия о
ранних состояниях Земной Планеты, так приходит такой человек, именно, только
вплоть до того пункта развития, в который предшествующее Духовное уже
уплотнилось отчасти в вещественное. Это предшествующее Духовное видит некий
такой образ рассмотрения равно также мало как Духовное, которое невидимо
также в настоящее время царит за вещественным.
Возможно только в последних главах этого писания говорить о путях, на
которых человек усваивает себе способность, в Духовном восприятии взглянуть
назад на прежние состояния Земли, о которых здесь речь. Здесь должно быть
только пока намечено, что для Духовного исследования факты также
пра-удаленного прошлого не исчезают. Если существо достигает телесного
бытия, так с его телесной смертью преходит вещественное. Не равным образом
'исчезают' Духовные силы, которые изгнали из себя телесное. Они оставляют
свои следы, свои точные отображения в Духовном осново-положении Мира. И кто
может насквозь через видимый мир возвысить восприятие до невидимого, тот
достигает наконец до того, чтобы иметь перед собой нечто, что могло бы быть
сравнимо с величественной Духовной панорамой, в которой записываются все
прошедшие процессы Мира. Можно эти непреходящие следы всего Духовного
назвать 'Акаша-Хроника (Akasha-Chronik)', тем самым, как Акаша-существо,
описывают Духовно-остающееся Мирового свершения в противоположность к
преходящим формам свершения. Теперь должно также здесь опять быть сказано,
что исследования в сверх-чувственных областях бытия только с помощью
Духовного восприятия, итак в здесь рассматриваемой области, могут быть
установлены только через чтение указанной 'Акаша-Хроники'. Все-же действенно
также здесь то, что для аналогичного было сказано уже на более раннем месте
этого писания. Cверх-чувственные факты могут быть исследованы только через
сверх-чувственное восприятие; являются они, однако, исследованными и
сообщенными наукой сверх-чувственного, так могут они быть рассмотрены через
обыкновенное мышление, если таковое желает только действительно быть
непредвзятым. Будут в последующем, в смысле сверх-чувственного познания,
сообщены состояния развития Земли. Будут прослежены превращения нашей
Планеты вплоть до жизненного состояния, в котором таковая есть в настоящее
время. Если теперь некто рассмотрит то, что он имеет перед собой в настоящее
время в голом чувственном восприятии, и затем воспримет в себя то, что
говорит сверх-чувственное познание о том, как развилось это настоящее
(Gegenwдrtige) начиная со пра-удаленного прошлого, так сможет он, при
истинно непредвзятом мышлении, сказать себе: Во-первых есть это полностью
логично, что это познание сообщает; во-вторых я могу увидеть, что вещи стали
такими, как они мне, именно, встречаются, если я принимаю то, что было бы
верным, что сообщается через сверх-чувственное исследование. Под 'логичным',
естественно, в этой совместной связи, не подразумевается что в пределах
какого-нибудь изложения сверх-чувственного исследования не могли бы
содержаться ошибки в логическом отношении. Также здесь должно говориться о
'логичном' только так, как об этом говорится в обычной жизни физического
мира. Как здесь логическое изложение является действенным как требование, и
несмотря на это, отдельный излагатель некой факто-области может подпасть
логическим заблуждениям, так есть это также в сверх-чувственном
исследовании. Может даже произойти, что некий исследователь, который
способен воспринимать в сверх-чувственных областях, предается заблуждениям в
логическом изложении и что такового, затем, может поправить тот, кто вообще
не воспринимает сверх-чувственно, вполне, однако, имеет способность
здорового мышления. Однако в сущности, ничто не может быть возражено против,
применяемой в сверх-чувственном исследовании, логики. И вообще не должно
подчеркивать, что против самих фактов ничто не может преподноситься из
только лишь логических оснований. Так, как в некоторой области физического
мира никогда не могут логически доказать, существует ли рыба-кит или нет, но
только через глазо-видение (Augenschein), так могут также сверх-чувственные
факты только быть распознанными через Духовное восприятие. - Но не может
достаточно быть подчеркнутым, что для наблюдателя сверх-чувственной