Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

основывается верование, что

человеческому пониманию отказано некое проникновение в сверх-чувственные

миры.

Ибо пред-располагается двоякое. Во-первых, никакая человеческая Душа

при более глубоком размышлении не сможет надолго замкнуть себя перед фактом,

что ее самые важные вопросы о смысле и значении жизни должны были бы

остаться неотвеченными, если не существовало бы доступа к сверх-чувственным

Мирам. Можно теоретически насчет этого факта обмануть себя; глубины Душевной

жизни не идут однако вместе с этим само-обманом. - Кто не желает слушать эти

Душевные глубины, тот высказывания о сверх-чувственных Мирах

естественно-мерно отклонит. Однако есть именно люди, чье число поистине не

мало, которые не могут вести себя глухо напротив требованиям этих глубин.

Они должны всегда стучаться во врата, которые по мнению других, закрывают

'непостижимое'.

Во-вторых, изложения 'строгого мышления' никоим образом не есть таковы,

чтобы мало внимать им (gering zu achten). Кто занимает себя с ними, тот

будет там, где они должны быть приняты серьезно, эту серьезность полностью

со-чувствовать. Писатель этой книги не желал бы, быть рассматриваем как

некий такой, который с легким сердцем себя ставит прочь над (sich

hinwegsetzt ьber) громадной работой мысли, которая была приложена, чтобы

определить границы человеческого интеллекта. Эта работа мысли не позволяет,

чтобы разделаться с ней несколькими речевыми оборотами о 'школьной мудрости'

и им подобными. Так, как она выступает во многих случаях, имеет она свой

источник в истинной борьбе (Ringen) познания и подлинной остроте ума. - Да,

следует еще признать много большее: что есть основания, которые были

выставлены за то, что то познание, которое в настоящее время считается

научным, не может проникать в сверх-чувственные Миры, и эти основания есть в

известном смысле неопровержимы.

Потому что, это писателем этой книги без дальнейшего признается самим,

поэтому некоторым может показаться совсем странным, что он теперь все же

предпринимает, чтобы делать высказывания, которые соотносят себя на

сверх-чувственные Миры. Кажется ведь почти исключенным, чтобы некто,

основания за непознаваемость сверх-чувственных Миров в известном смысле

допускает действенными и тем не менее говорит об этих сверх-чувственных

Мирах.

И все же так можно себя вести. И можно в то же время понимать, что это

поведение будет ощущаться как полно-противоречивое. Именно не каждый

пускается в те опыты, которые делают, когда с человеческим рассудком

подвигаются к сверх-чувственной области. Здесь оказывается, что

доказательства этого рассудка могут быть вполне неопровержимы; и что они,

вопреки их неопровержимости, для действительности не являются необходимо

решающими. Вместо всяких теоретических споров будь здесь попробовано то,

чтобы через некое сравнение привести некое понимание. Что сравнения сами не

являются доказательными, будет при этом признано без дальнейшего; однако это

не мешает тому, что они часто делают понятным то, что должно быть выражено.

Человеческое познание так, как оно работает в повседневной жизни и в

обычной науке, действительно так устроено, что не может проникать в

сверх-чувственные Миры. Это есть неопровержимо чтобы доказывать; единственно

только это доказательство может для некого известного рода Душевной жизни

иметь никакую другую ценность как такое доказательство, которое некто желал

бы предпринять, чтобы показать, что природный глаз человека со своей

способностью зрения не может проникать вплоть до малых клеток живого

существа или вплоть до устроенности далеких Небесных тел. Как правильно и

доказуемо есть утверждение: что обычная способность зрения не проникает

вплоть до клеток, так же правильно и доказуемо есть другое, что обычное

познание не может проникать в сверх-чувственные Миры. И все же

доказательство решает, что обычная способность зрения должна остановиться

перед клетками, и ничего против исследования клеток. Почему же

доказательство, что обычная способность познания должна остановиться перед

сверх-чувственными Мирами, должно решать нечто против исследуемости этих

Миров?

Можно почувствовать ощущение, которое некоторые должны иметь при этом

сравнении. Можно самому со-ощутить,