Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

частички. Есть весомое различие между мыслями, которые

прошли через голову первого человека и побудили его к рассмотрениям, и

таковыми второго. Мысли первого не имели никакого фактического последствия;

таковые второго, однако, имеют некую силу, они выманили, итак, нечто

действительное из своей скрытости. - Так есть это теперь также с мыслями

некого человека, который представляет себе, что он имел бы силу, чтобы

встретиться вместе с неким событием, которую он через прежнюю жизнь сам в

себе посадил. Это голое представление побуждает в нем действительную силу,

через которую он может встретить событие совсем другим образом, чем если бы

он такое представление не лелеял. Через это ему восходит свет над

необходимым существом этого события, которое он иначе мог распознать только

как случайность. И он непосредственно увидит: я имел правильную мысль, ибо

эта мысль имела силу, разоблачить мне истину. Повторяет некто такие

внутренние процессы, то так будут они продолжены к некому средству

внутреннего притока силы, и они доказывают так свою правильность через свою

плодотворность. И эта правильность показывает себя, мало-помалу, достаточно

сильно. В Духовном, Душевном и также в физическом отношении действуют такие

процессы оздоровляюще, да в каждом отношении, содействующе для жизни.

Человеку станет ясно, что он через это устанавливает себя правильным образом

в совместные связи жизни, в то время как он при рассмотрении только жизни

между рождением и смертью предается глубокому заблуждению (Irrwahn). Человек

становится Душевно сильным через обозначенное знание. - Такое чисто

внутреннее доказательство Духовной причины может добыть для себя каждый,

все-таки только сам, в своей внутренней жизни. Однако каждый может также его

иметь. Кто его себе не добывает, не может, однако, осуждать его доказывающую

силу. Кто его добывает, тот едва ли может, однако, также больше в нем

сомневаться. Не нужно также вообще удивляться, что это есть так. Ибо что так

всецело и вообще совместно связано с тем, что составляет наиболее внутреннее

существо человека, его личность, для этого является только естественным, что

это также в наивнутреннейшем переживании достаточно может быть доказанным. -

Выдвигать нельзя против этого все-таки, что такое дело, потому что оно

соответствует такому внутреннему переживанию, каждый должен был бы

произвести с самим собой, и что оно не могло бы быть делом Духовной науки.

Известно есть то, что каждый должен сам иметь переживание, как каждый должен

сам увидеть доказательство некого математического утверждения. Однако путь,

на котором переживание может быть достигнуто, является действенным для всех

людей, как метод, чтобы доказать некое математическое утверждение, является

действенным для всех.

Не должно быть отрицаемо то, что - не рассматривая, естественно,

сверх-чувственные наблюдения - именно приведенное доказательство через

порождающую силу соответствующих мыслей, является единственным, которое

неуклонно придерживается каждой непредвзятой логики. Все другие взвешенные

соображения являются конечно очень значимыми; но они все будут, все-же,

иметь нечто, у чего противник может найти пункт для нападок. Кто, все-же,

усвоил себе достаточно непредвзятый взгляд, тот уже в возможности и

фактичности воспитания у человека найдет нечто, что также логически

действующая сила доказательства имеет подтвердить, что некое Духовное

существо пробивается к бытию в телесной оболочке. Он сравнит животное с

человеком и скажет: У первого выступают с рождением, основополагающие для

такового качества и способности, как нечто в себе определенное: это четко

показывает, как это пред-обозначивается через наследственность и

развертывается во внешнем мире. Видят, как молодой цыпленок с рождения

осуществляет жизненные отправления определенным образом. У человека, однако,

вступает через воспитание с его внутренней жизнью во взаимосвязь нечто, что

может стоять без всякого отношения к некой наследственности. И он может быть

в положении, чтобы усвоить себе воздействия таких внешних влияний. Кто

воспитывает, тот знает, что навстречу таким воздействиям должны выдвинуться

силы из Внутреннего человека; есть это не такой случай, тогда является все

обучение и воспитание незначимым. Для непредвзятого воспитателя

устанавливается,