нужно отмечать им это, однако, как плохое, если они вынуждены
образовывать из этого совсем другие мысли чем те, которые желают оставаться
стоять только при чувственно-действительном. Последним можно, именно,
возразить: Конечно, показывает человек признаки своих предков, ибо
Духовно-Душевное, которое через рождение вступает в физическое бытие,
заимствует свою телесность от того, что дает ему наследственность. Этим,
однако, сказано еще ничто иное, как то, что некое существо носит особенности
среды, в которую оно погружается. Это конечно есть особенное - тривиальное -
сравнение, однако непредвзятый не будет оспаривать его правоту, если будет
сказано: то, что человеческое существо показывает себя облаченным в качества
своих предков, доказывает происхождение личных качеств этого существа так же
мало, как это мало доказывает нечто о внутренней природе некого человека,
если он является мокрым, потому что он в воду упал. И далее может быть
сказано: Если наиболее значимое имя стоит у конца кровного родства, то это
показывает, что носитель этого имени нуждался в таком кровном родстве, чтобы
сформировать себе тело, которое ему было необходимым для развертывания своей
цельной личности. Это не доказывает, однако, вообще ничего для
'наследственности' самой личности: да это доказывает для здоровой логики
прямо противоположное. Если, именно, наследуются личные дарования, то они
должны были бы стоять у начала кровного родства и затем, исходя отсюда,
наследоваться на потомоков. Но так как они, однако, стоят у конца, это есть
прямо некое свидетельство для того, что они не наследуются. (См. замечание
#4)Теперь не должно оспариваться, что со стороны тех, кто говорит о
Духовной причине в жизни, добавляется не меньшая путаница. От них часто
много говорится слишком в общем, слишком неопределенно. Это конечно должно
сравнить с утверждением: металлические части часов соединили себя совместно
в часы, если говорится: из унаследованных признаков суммирует себя личность
некого человека. Однако также должно быть признано, что со многими
утверждениями в отношении Духовного мира это ведет себя не иначе, как если
бы некто говорил: Металлические части часов сами не могли бы соединить себя
совместно так, что через совместное соединение стрелки часов передвигались
вперед, итак должно здесь быть нечто Духовное, которое обеспечивает
передвижение вперед. Напротив такому утверждению строит все-таки на
значительно более лучшем основании утверждение тот, кто говорит: Ах, я не
забочусь далее о таких 'мистических' существах, которые передвигают вперед
стрелки часов; я ищу чтобы ознакомиться с механическими совместными связями,
через которые задействуется передвижение стрелок. Дело идет именно вообще не
о том, чтобы только знать, что за неким механическим, например, часами,
стоит Духовное (часовщик), но полным значения может быть только, чтобы знать
мысли, которые предшествовали в Духе часовщика изготовлению часов. Эти мысли
можно опять найти в механизме.
Всякое голое мечтание и фантазирование о сверх-чувственном приносит
только путаницу. Ибо это является неподходящим, удовлетворять противников.
Таковые, ведь, правы, если они говорят, что такое указание на
сверх-чувственные существа в общем не содействует ничему в понимании фактов.
Конечно, такие противники желали бы также напротив определенным данным
Духовной науки сказать то же самое. Тогда, однако, может быть указано на то:
как показывают себя в проявленной жизни воздействия скрытых Духовных причин.
Может быть сказано: Предположим однажды, что было бы правильным, что
Духовное исследование через наблюдение желает иметь установленным, что
человек после своей смерти проходил через время очищения и что он во время
такового Душевно переживает, каким препятствием в движущемся вперед развитии
могло бы быть определенное деяние, которое он совершил в предшествующей
жизни. Во время, как он это испытывал, в нем образуется побуждение, улучшить
последствия этого деяния. Это побуждение приносит он с собой для новой
жизни. И наличествование (Vorhandensein) этого побуждения образует такое
влечение в его существе, которое его устнавливает в такое место, из которого
возможно улучшение. Рассматривают некую совокупность таких побуждений и
имеют тогда некую причину для соразмерного