взору является жизнь в своих действиях у растений,
животных и людях. Духовному оку жизнь есть некое текучее существо, которое,
как моря и реки, проникает через Духо-страну. Еще лучше есть сравнение с
кровообращением в теле. Ибо в то время как моря и реки в чувственном мире
представляются как незакономерно распределеными, господствует в
распределении текучей жизни в стране Духа определенная закономерность, как в
кровообращении. Именно эта 'текучая жизнь' будет одновременно восприниматься
как Духовные звучания. - Третья область страны Духа есть 'воздушный
круговорот'. То, что в чувственном мире выступает как чувство, это имеется в
области Духа таким через-проникающим (durchdringend) в наличии, как воздух
на Земле имеется в наличии. Некое море текучего чувства должно себе здесь
представлять. Страдание и боль, радость и восторг текут в этой области как
ветер и шторм в воздушном круговороте чувственного мира. Думают о неком
сражении, которое произойдет на Земле. Здесь стоят друг другу напротив не
только облики людей, которые может видеть чувственный глаз, но чувства стоят
против чувств, страсти против страстей; боли наполняют поле битвы равно так
как человеческие облики. Все, что здесь живет в страсти, в боли, в радости
победы, все это не только имеется в наличии, поскольку это раскрывает себя в
чувственно воспринимаемых воздействиях; это приходит Духовному чувству до
сознания как процесс воздушного круговорота в Духо-стране. Некое такое
событие в Духовном есть как гроза в физическом мире. И восприятие этого
события позволяет сравнить себя со слышанием слова в физическом мире.
Поэтому говорят: Как воздух обволакивает и проникает через существ Земли,
так же и 'веющие Духовные слова' через существ и процессы Духо-страны.
И дальнейшие восприятия еще возможны в этом Духовном мире. Также то
имеется здесь в наличии, что позволяет сравнить себя с теплом и со светом
физического мира. Что как тепло земные вещи и существа пронизывает все в
Духо-стране, это есть сам мир мысли. Только нужно представлять здесь мысли
как живые, самостоятельные существа. Что человек охватывает в проявленном
мире как мысль, это есть как некая тень того, что живет как существо мысли в
Духо-стране. Думают себе мысль, как она имеется в наличии в человеке,
извлеченной из этого человека и как деятельное, действующее существо,
одаренное собственной внутренней жизнью, то имеют слабую образность
(Verbildlichung) того, что наполняет четвертую область Духо-страны. Что
человек воспринимает как мысль в своем физическом мире между рождением и
смертью, это есть только проявление мира мысли, как оно может быть
образовано через инструменты тел. Однако все, что человек лелеет при таких
мыслях, которые означают некое обогащение физического мира, это имеет свой
пра-источник (Ursprung) из этой области. Не обязательно при таких мыслях
думать только об идеях великих изобретателей, гениальных личностей, но можно
видеть у каждого человека, как он имеет 'приходящие в голову идеи
(Einfдlle)', которыми он обязан не только лишь внешнему миру, но через
которые он этот внешний мир сам преобразует. Насколько приходят в
рассматрение чувства, страсти, повод к которым располагается во внешнем
мире, настолько должно эти чувства и так далее установить (verzetzen) в
третьей области страны Духа; все то, однако, что может так жить в
человеческой Душе, что человек становится творцом, что он действует
преобразующе и плодотворно на свое Миро-окружение: это будет проявлено в его
пра-собственном, сущностном облике в четвертой области Духовного мира. - Что
имеется в наличии в пятом регионе, позволено быть сравнимо с физическим
светом. Это есть в своем пра-собственном облике проявляющая себя мудрость.
Существа, которые изливают мудрость в свое окружение, как солнце свет на
физические существа, принадлежат этой области. Что будет освещено этой
мудростью, это показывает себя в своем истинном смысле и своем значении для
Духовного мира, как физическое существо показывает свой цвет, когда оно
будет освещено светом. - Существуют еще более высокие области Духо-страны;
они найдут свое представление в более позднем месте этого писания.
В этот мир погружается Я после смерти с выносом, который оно приносит с
собой из чувственной жизни. И такой