находят свое
удовлетворение в проявлении Духовного мира. Этот третий род желаний есть те,
которые создает себе Я во время своей жизни в чувственном мире, потому что
оно находит в нем приятное (Gefallen) также постольку, поскольку в нем не
проявляется Духовное. - Наинижайшие наслаждения могут быть проявлениями
Духа. Удовлетворение, которое обеспечивает прием питания голодному существу,
есть некое проявление Духа. Ибо через принятие питания достигается то, без
чего Духовное, в неком известном отношении, не могло бы найти свое развитие.
Я, однако, может превосходить через наслаждение, которое через этот факт
дается быть необходимым. Оно может вынашивать потребность по
добротоно-вкусной пище, также полностью не взирая на услуги, которые
оказываются Духу через принятие питания. То же самое наступает и для других
вещей чувственного мира. Будут через это порождены те желания, которые в
чувственном мире никогда не пришли бы к проявлению (Vorschein), если
человеческое Я не было бы в таковой вчленено. Но также из Духовного существа
Я такие желания не проистекают. Чувственные наслаждения Я должно иметь, пока
оно живет в теле, также поскольку оно является Духовным. Ибо в чувственном
проявляет себя Дух; и Я наслаждается ничем другим, как Духом, когда оно
отдает себя в чувственном мире тому, через что просвечивает свет Духа. И оно
будет оставаться в наслаждении этого света, также когда чувственность не
является более средством, через которое проходят лучи Духа. Для таких
желаний, однако, не существует никакое осуществление в Духовном мире, для
которых уже в чувственном не живет Дух. Наступает смерть, тогда является для
этих желаний возможность наслаждения обрезанной. Наслаждение
добротно-вкусной пищей может быть произведено только через то, что здесь
имеются физические органы, которые употребляются при принятии пищи: небо,
язык и так далее. Таковые человек не имеет более после оставления
физического тела. Если, однако, Я имеет еще потребность по такому
наслаждению, то должна такая потребность оставаться неудовлетворенной.
Поскольку это наслаждение соответствует Духу, оно только так долго имеется в
наличии, пока есть физические органы. Поскольку, однако, его произвело Я,
без того, чтобы при этом служить Духу, остается оно после смерти как
желание, которое напрасно жаждет по удовлетворению. Что теперь происходит в
человеке, об этом позволяется образовать понятие, если представляют себе,
что некто терпит жгучую жажду в некой местности, в которой вдаль и вширь не
найдется никакой воды. Так же происходит это и с Я, поскольку оно после
смерти сохраняет не погашенные вожделения по наслаждениям внешнего мира и не
имеет никаких органов, чтобы их удовлетворить. Естественно, должно жгучую
жажду, которая служит как сравнение с состоянием Я после смерти, мыслить
себе в безмерности усиленной и представлять себе, что она распространяется
на все, тогда еще имеющиеся в наличии вожделения, для которых отсутствует
каждая возможность осуществления. Следующее состояние Я состоит в том, чтобы
сделаться свободным от такой притягательной связи с внешним миром. Я должно
произвести очищение и освобождение в этом отношении. Из него должно быть
уничтожено все, что было порождено им в желаниях в пределах тела и что в
Духовном мире не имеет никакого права обитания (Heimatrecht). - Как некий
предмет охватывается огнем и сжигается, так после смерти растворяется и
прекращается описанный мир вожделений. С этим открывается перспектива в тот
мир, который сверх-чувственное познание может обозначить как 'пожирающий
огонь Духа'. Этим 'огнем' будет охвачено то вожделение, которое есть
чувственного рода, однако такое, что чувственное не является выражением
Духа. Можно бы такие представления, которые в отношении этих процессов
сверх-чувственное познание должно дать, найти безутешными и страшными.
Пугающим могло бы явиться то, что некая надежда, для удовлетворения которой
необходимы чувственные органы, после смерти должна превратиться в
безнадежность, что некое желание, которое только физический мир может
осуществить, должно затем превратиться в жгучую нужду. Можно такое мнение
иметь только так долго, пока не подумают, что все желания и вожделения,
которые после смерти будут охвачены 'пожиращим огнем',