ряд образов. Во время этой жизни
воспоминание имеется в наличии только в состоянии бодрствования, когда
человек связан со своим физическим телом. Оно только настолько имеется в
наличии, насколько такое тело это допускает. Душа ничто не теряет из того,
что в жизни на нее производит впечатление. Было бы физическое тело для этого
совершенным инструментом: должно было бы в каждое мгновение жизни возможным,
чтобы все его прошлое выколдовать перед Душой. Со смертью такое препятствие
прекращается. Пока эфирное тело человеку остается сохраненным,
устанавливается некая известная совершенность воспоминания. Она исчезает,
однако, в массе того, в чем эфирное тело теряет форму, которую оно имело во
время своего пребывания в физическом теле и которая была аналогична
физическому телу. Это есть, ведь, также основание, почему астральное тело
отделяется от эфирного тела после некоторого времени. Оно может только так
долго оставаться объединенным с таковым, пока эфирное тело продлевает
физическому телу соответствующую ему форму. - Во время жизни между рождением
и смертью отделение эфирного тела наступает только в исключительных случаях
и только на короткое время. Если человек, например, нагружает один из своих
членов, то часть эфирного тела может отделить себя от физического. О таком
члене, с которым это есть такой случай, говорят, что он 'онемел
(eingeschlafen)'. И своебразное чувство, которое тогда ощущают, происходит
от отделения эфирного тела. (Естественно, некий материалистический образ
представления может также здесь опять отрицать невидимое в видимом и
сказать: это все происходит только от, задействованного через давление,
физического нарушения.) Сверх-чувственное наблюдение может в таком случае
видеть, как соответствующая часть эфирного тела выделяется из физического.
Когда теперь человек переживает совсем необычный испуг или подобный ему, то
для некой большой части тела на совсем короткое время, некое такое отделение
эфирного тела может последовать. Это есть тогда такой случай, когда человек
через что-угодно, видит себя близким к смерти, когда он, например, тонет или
при горном предприятии ему угрожает падение. Что рассказывают люди, которые
такое пережили, это приходит на самом деле близко к истине и может быть
подтверждено через сверх-чувственное наблюдение. Они передают, что им в
такие мгновения вся их жизнь, как в некой огромной картине воспоминания,
выступает перед Душой. Возможно, что из многих примеров, которые здесь могли
бы быть приведены, будет указано только на один, потому что он происходит от
некого человека, для чьего образа представления все, что здесь будет сказано
о таких вещах, должно возникать как пустое фантазирование. Это есть, именно,
для того, кто делает некоторые шаги в сверх-чувственном наблюдении, всегда
очень полезно, если он ознакомился с сообщениями того, кто эту науку считает
за фантазирование. Таким сообщениям не так легко может быть приписана
(nachgesagt) предвзятость наблюдателя. (Тайноведы могут только истинно
многому научиться от тех, кто их устремления считает за бессмыслицу. Это не
должно их делать безумными, если им от последних в этом отношении не будет
вынесено навстречу никакой взаимной любви. Для самого сверх-чувственного
наблюдения не требуется все-таки таких вещей для истинности своих
результатов. Оно желает с этими указаниями также не доказывать, но
пояснять.) Замечательный криминальный антрополог и во многих других областях
исследования природы значимый исследователь, Мориц Бенедикт (Moritz
Benedikt), рассказывает в своих воспоминаниях жизни, об им самим пережитом
случае, что он однажды, когда он был при купании близок, чтобы утонуть,
увидел перед собой, как в одной единственной картине, всю свою жизнь в
воспоминании. - Если другие люди в аналогичном случае по-другому описывают
пережитые образы, да даже так, что они с процессами их прошлого видимо мало
что имеют поделать, то не противоречит это сказанному, ибо образы, которые
возникают в полностью необычном состоянии отделения от физического тела, не
являются иногда, в своем соотношении к жизни, без дальнейшего ясными.
Правильное рассмотрение, однако, всегда распознает такое соотношение. Также
есть это никакое возражение, если некто, например, однажды был близок, чтобы
утонуть и изложенное переживание не