это, для
истинно непредвзятого мышления, без дальнейшего понятным. Ибо процессы
скрытого мира показывают себя в своих действиях в проявленном. Видят, как
то, что дает сверх-чувственное рассмотрение, делает чувственные процессы
понятными, то такое подтверждение через жизнь является доказательством,
которое можно требовать для этих вещей. Кто не захочет употребить, позднее
указанные средства, к достижению сверх-чувственного наблюдениея, тот может
делать следующий опыт. Он может сначала принять данные сверх-чувственного
познания и затем применить их к проявленным вещам своего опыта. Он может
таким образом найти, что жизнь станет через это ясной и понятной. И он будет
приходить к этому убеждению тем больше, чем точнее и подробнее он
рассматривает обычную жизнь.
Когда также астральное тело во время сна не переживает никакие
представления, когда оно также удовольствие и страдание и им аналогичное не
испытывает: оно не остается бездеятельным. Ему надлежит много большая живая
деятельность, прямо в состоянии сна. Это есть деятельность, в которую оно
должно вступать в ритмической последовательности всегда опять, если оно
некое время было деятельным в сообщности с физическим и эфирным телом. Как
маятник часов, после того как он размахнулся влево и пришел назад опять в
среднее положение, и через собранную при этом размахе силу должен
размахнуться вправо: так же астральное тело и, в его лоне находящееся Я,
после того как они некое время были деятельными в физическом и эфирном теле,
через результаты этой деятельности должны развернуть свою живую деятельность
последующее время в свободном от тела, Душевно-Духовном Миро-окружении
(Umwelt). Для обычного жизне-настроя человека наступает, в пределах этого
свободного от тела состояния астрального тела и Я, безсознательность, потому
что таковое представляет именно противоположность напротив, развитому в
состоянии бодрствования через совместное бытие с физическим и эфирным телом
состоянию сознания: как правый размах маятника образует противоположность
левому. Необходимость, вступить в эту безсознательность будет ощущаться
Духовно-Душевным человека как утомление. Однако это утомление есть выражение
для того, что астральное тело и Я во время сна делают себя готовыми в
последующем состоянии бодрствования опять образовывать в физическом и
эфирном теле то, что в таковых, пока они были свободными от
Духовно-Душевного, возникло через чисто органическую - безсознательную -
формирующую деятельность (Bildetдtigkeit). Эта безсознательная формирующая
деятельность и то, что происходит в человеческом существе во время сознания
и через таковое, есть противоположности. Такие противоположности, которые в
ритмический последовательности должны чередоваться. - Подходящая человеку
форма и облик физического тела могут быть поддержаны только посредством
человеческого эфирного тела. Однако эта человеческая форма физического тела
может быть сохранена только через такое эфирное тело, к которому со своей
стороны опять, от астрального тела подводятся соответствующие силы. Эфирное
тело является образователем, архитектором физического тела. Оно может,
однако, только в верном смысле образовывать, если оно побуждение к образу,
как оно должно образовывать, получает от астрального тела. В таковом есть
про-образы, по которым эфирное тело дает физическому телу его облик. Во
время бодрствования, однако, астральное тело не является наполненным такими
про-образами физического тела или, по крайней мере, только вплоть до
определенной степени. Ибо во время бодрствовании устанавливает Душа свои
собственные образы на место этих про-образов. Если человек направляет
чувства на свое окружение, то образует он себе, именно через восприятие, в
своих представлениях образы, которые являются отображениями (Abbilder)
окружающего его мира. Эти отображения есть прежде всего нарушители покоя для
тех образов, которые побуждают эфирное тело к сохранению физического тела.
Только тогда, когда человек из собственной деятельности мог бы подводить
своему астральному телу те образы, которые могли бы дать правильное
побуждение эфирному телу, тогда такое нарушение не имелось бы в наличии. В
человеческом бытии играет, однако, именно это нарушение важную роль. И оно
выражается через то, что во время