он другие члены человеческой природы. С оглядкой на
это можно также говорить о следующем членении человека. Можно астральное
тело и чувственную Душу совместно охватить как один член, именно также, как
сознательную Душу и Само-Дух и можно рассудочную Душу, потому что она имеет
часть Я-природы, потому что она в неком известном отношении уже есть 'Я',
которое себе свое Духовное существо только еще не осознает, обозначить
плохо-образно (schlechtweg) как 'Я', и получить тогда семь частей человека:
1. Физическое тело; 2. Эфирное тело или Жизненное тело; 3. Астральное тело;
4. Я; 5. Само-Дух; 6. Жизне-Дух; 7. Духо-человек.
Также для привыкшего к материалистическим представлениям человека такое
членение человека в смысле числа семь не будет иметь 'неясную магичность',
которую он ему так часто приписывает, если бы он придерживался точно смыслу
вышеупомянутых объяснений и с самого начала это 'магическое' сам в дело не
вкладывал бы. Никаким другим образом, как только с точки зрения некой высшей
формы наблюдения мира, должно говориться об этих 'семи' членах человека, так
как говорят о семи цветах света или о семи тонах проводника звука
(посредством чего октаву рассматривают как некое повторение основного тона).
Как свет в семи цветах, тон в семи ступенях проявляется, так проявляется
едино-образная человеческая природа в обозначенных семи членах. Так же мало,
как число семь при тоне и цвете ведет с собой нечто от 'суеверного', так же
мало есть это случай в отношении его при членении человека. (При одной
возможности, когда это однажды было преподнесено устно, было высказано, что
дело о цветах с числом семь, однако, не верно, так как по ту сторону
'красного' и 'фиолетового', все-же расположены также еще цвета, которые глаз
только не воспринимает. Однако также при рассматривании этого, сравнение с
цветами верно, ибо существо человека продолжается также по ту сторону
физического тела с одной стороны и по ту сторону Духо-Человека с другой
стороны; только для средств Духовного наблюдения эти продолжения являются
'Духовно невидимыми', как и цвета по ту сторону красного и фиолетового есть
невидимы для физического глаза. Это замечание должно было быть сделано,
потому что, так легко выходит мнение, что сверх-чувственное рассмотрение
принимает это при естественно-научном мышлении неточно, оно в отношении
такового есть дилетантское. Кто однако верно видит то, что подразумевается
со сказанным, тот может найти, что оно в истинности, нигде не стоит в
противоречии с настоящей естественной наукой; или когда привлекаются
естественно-научные факты для наглядности, или также когда со сделанными
здесь высказываниями указывается на непосредственное отношение к
исследованию природы.)
Сон и смерть
Не смогут проникнуть в сущность бодрствующего сознания без наблюдения
того состояния, которое человек проживает во время сна; и не смогут
подступиться к загадке жизни, без того, чтобы рассматривать смерть. Для
человека, в котором не живет никакое чувство значения сверх-чувственного
познания, уже отсюда могут получиться соображения против такового, как оно
осуществляет свое рассмотрение сна и смерти. Это познание может достойно
оценить побудительные основания, из которых такие соображения проистекают.
Ибо это не является непонятным, если некто говорит, что человек есть здесь
для действенной, эффективной жизни и его творчество основывается на отдаче
себя ей. И углубление в состояния как сон и смерть может проистекать только
из чувства праздного мечтания и не вести к ни к чему другому, как только к
пустой фантазии. Люди легко могут видеть в отклонении такой 'фантазии'
выражение здоровой Души и в отдаче таким 'праздным мечтаниям' нечто
нездоровое, что может подходить только лицам, которым недостает жизненной
силы и жизненной радости и которые не способны к 'истинному творчеству'.
Делают неверно, если такое суждение без дальнейшего представляют как
неправильное. Ибо оно имеет определенное истинное ядро в себе; оно есть одна
четверть истины, которая должна быть дополнена через остальные три четверти,
которые к ней принадлежат. И делают того, кто одну четверть видит полностью
хорошо, о других трех четвертях, однако, ничего не угадывает, только
недоверчивым, если оспаривают верную четверть. - Это должно быть именно
безусловно