член можно обозначать как
второй член Духа, и именно, как Жизне-Дух (Lebensgeist). (Это есть то же
самое, что следуя восточной мудрости, называют 'Буддхи (Buddhi)'.) Выражение
'Жизне-Дух' есть потому соответствующее, потому что в том, что оно
обозначает, действенны те же самые силы, что в 'жизненном теле'; только в
этих силах, когда они проявляют себя как жизненное тело, человеческое Я не
является деятельным. Выражаются внешне они, однако, как Жизне-Дух, то
являются они проникнутыми деятельностью Я.
Интеллектуальное развитие человека, его очищение и облагораживание
чувств и внешних воле-проявлений являются мерой его превращения астрального
тела в Само-Дух; его религиозные переживания и некоторые другие опыты
отчеканивются в эфирном теле и делают таковой Жизне-Духом. При обычном ходе
жизни это происходит более или менее неосознанно, напротив, состоит так
называемое посвящение (Einweihung) человека в том, что через
сверх-чувственное познание ему указывается на средства, через которые он эту
работу в Само-Духе и Жизне-Духе полностью осознано может взять в свои руки.
Об этих средствах будет речь в более поздних частях этого писания. Пока что,
дело идет о том, чтобы показать, что в человеке, кроме Души и тела также Дух
является действенным. Также и то будет показано позднее, как этот Дух, в
противоположность к преходящему телу, принадлежит к вечному в человеке.
С работой над астральным телом и над эфирным телом, однако,
деятельность Я еще не исчерпывается. Таковая простирается также на
физическое тело. Некий налет влияния Я на физическое тело можно видеть, если
через известные переживания наступает, например, покраснение или
побледнение. Здесь Я на самом деле есть побудитель некого процесса в
физическом теле. Если теперь через деятельность Я в человеке наступают
изменения в отношении его влияния в физическом теле, то является Я
действительно объединенным со скрытыми силами этого физического тела. С теми
же самыми силами, которые задействуют его физические процессы. Можно тогда
сказать, что Я работает через такую деятельность над физическим телом. Это
выражение не должно быть недопонятым. Мнение не должно вообще возникнуть,
как если эта работа, есть нечто грубо-материальное. Что в физическом теле
появляется как грубо-материальное, это есть ведь только проявленное в нем.
Позади этого проявленного находятся скрытые силы его существа. И таковые
есть Духовного рода. Не о работе над материальным, каким кажется физическое
тело, должно будет здесь говориться, но о Духовной работе над невидимыми
силами, которые позволяют ему возникать и снова приносят его к распаду. Для
обычной жизни эта работа Я над физическим телом может только с очень малой
ясностью приходить к сознанию человека. Эта ясность приходит в полной мере
только тогда, когда под влиянием сверх-чувственного познания человек
сознательно берет работу в свои руки. Тогда, однако, выступает ясно, что
существует еще третий Духовный член в человеке. Это есть тот, который в
противоположность к физическому человеку, может быть назван Духо-Человек
(Geistesmensch). (В восточной мудрости этот 'Духо-Человек ' называется 'Атма
(Atma)'.)
Можно в отношении Духо-Человека также через то легко вестись в
заблуждение, что в физическом теле видят наинижайший член человека и поэтому
только с трудом примиряются с представлением, что работа над этим физическим
телом должна приходиться на наивысший член в человеческом существе. Однако
прямо потому, что физическое тело скрывает деятельный в нем Дух под тремя
покровами, принадлежит наивысший род человеческой работы к тому, чтобы
объединить Я с тем, что есть его сокрытый Дух.
Так представляется человек для Тайноведения как одно, совместно
составленное из различных членов существо. Телесного рода есть: физическое
тело, эфирное тело и астральное тело. Душевные есть: чувственная Душа,
рассудочная Душа и сознательная Душа. В Душе расширяет Я свой свет вокруг. И
Духовные есть: Само-Дух, Жизне-Дух и Духо-Человек. Из выше приведенных
высказываний выходит, что чувственная Душа и астральное тело узко объединены
и в неком известном отношении составляют целое. Аналогичным образом
сознательная Душа и Само-Дух есть целое. Ибо в сознательной Душе вспыхивает
Дух и из нее просветляет