Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

член можно обозначать как

второй член Духа, и именно, как Жизне-Дух (Lebensgeist). (Это есть то же

самое, что следуя восточной мудрости, называют 'Буддхи (Buddhi)'.) Выражение

'Жизне-Дух' есть потому соответствующее, потому что в том, что оно

обозначает, действенны те же самые силы, что в 'жизненном теле'; только в

этих силах, когда они проявляют себя как жизненное тело, человеческое Я не

является деятельным. Выражаются внешне они, однако, как Жизне-Дух, то

являются они проникнутыми деятельностью Я.

Интеллектуальное развитие человека, его очищение и облагораживание

чувств и внешних воле-проявлений являются мерой его превращения астрального

тела в Само-Дух; его религиозные переживания и некоторые другие опыты

отчеканивются в эфирном теле и делают таковой Жизне-Духом. При обычном ходе

жизни это происходит более или менее неосознанно, напротив, состоит так

называемое посвящение (Einweihung) человека в том, что через

сверх-чувственное познание ему указывается на средства, через которые он эту

работу в Само-Духе и Жизне-Духе полностью осознано может взять в свои руки.

Об этих средствах будет речь в более поздних частях этого писания. Пока что,

дело идет о том, чтобы показать, что в человеке, кроме Души и тела также Дух

является действенным. Также и то будет показано позднее, как этот Дух, в

противоположность к преходящему телу, принадлежит к вечному в человеке.

С работой над астральным телом и над эфирным телом, однако,

деятельность Я еще не исчерпывается. Таковая простирается также на

физическое тело. Некий налет влияния Я на физическое тело можно видеть, если

через известные переживания наступает, например, покраснение или

побледнение. Здесь Я на самом деле есть побудитель некого процесса в

физическом теле. Если теперь через деятельность Я в человеке наступают

изменения в отношении его влияния в физическом теле, то является Я

действительно объединенным со скрытыми силами этого физического тела. С теми

же самыми силами, которые задействуют его физические процессы. Можно тогда

сказать, что Я работает через такую деятельность над физическим телом. Это

выражение не должно быть недопонятым. Мнение не должно вообще возникнуть,

как если эта работа, есть нечто грубо-материальное. Что в физическом теле

появляется как грубо-материальное, это есть ведь только проявленное в нем.

Позади этого проявленного находятся скрытые силы его существа. И таковые

есть Духовного рода. Не о работе над материальным, каким кажется физическое

тело, должно будет здесь говориться, но о Духовной работе над невидимыми

силами, которые позволяют ему возникать и снова приносят его к распаду. Для

обычной жизни эта работа Я над физическим телом может только с очень малой

ясностью приходить к сознанию человека. Эта ясность приходит в полной мере

только тогда, когда под влиянием сверх-чувственного познания человек

сознательно берет работу в свои руки. Тогда, однако, выступает ясно, что

существует еще третий Духовный член в человеке. Это есть тот, который в

противоположность к физическому человеку, может быть назван Духо-Человек

(Geistesmensch). (В восточной мудрости этот 'Духо-Человек ' называется 'Атма

(Atma)'.)

Можно в отношении Духо-Человека также через то легко вестись в

заблуждение, что в физическом теле видят наинижайший член человека и поэтому

только с трудом примиряются с представлением, что работа над этим физическим

телом должна приходиться на наивысший член в человеческом существе. Однако

прямо потому, что физическое тело скрывает деятельный в нем Дух под тремя

покровами, принадлежит наивысший род человеческой работы к тому, чтобы

объединить Я с тем, что есть его сокрытый Дух.

Так представляется человек для Тайноведения как одно, совместно

составленное из различных членов существо. Телесного рода есть: физическое

тело, эфирное тело и астральное тело. Душевные есть: чувственная Душа,

рассудочная Душа и сознательная Душа. В Душе расширяет Я свой свет вокруг. И

Духовные есть: Само-Дух, Жизне-Дух и Духо-Человек. Из выше приведенных

высказываний выходит, что чувственная Душа и астральное тело узко объединены

и в неком известном отношении составляют целое. Аналогичным образом

сознательная Душа и Само-Дух есть целое. Ибо в сознательной Душе вспыхивает

Дух и из нее просветляет