своего детства. Отчего
имел он здесь свою радость; что причинило ему страдание? Что выучил он к
тому, что он в детстве умел? Все это, однако, есть только выражение того,
как Я достигало господство над астральным телом. Ибо таковое есть, ведь,
носитель удовольствия и страдания, радости и боли. И сравнивают с этим, как
мало изменяются в ходе времени другие известные качества человека, например,
его темперамент, глубокие особенности его характера и так далее. Человек,
который как ребенок является вспыльчивым, часто сохранит известные стороны
вспыльчивости также для своего развития в более позднюю жизнь. Это является
так выделяющимся, что существуют мыслители, которые вообще отрицают, что
основной характер человека может измененяться. Они предполагают, что таковой
есть нечто остающееся через жизнь, что проявляет себя только с одной или с
другой стороны. Такое суждение основывается, однако, только на неком
недостатке в наблюдении. Кто имеет смысл для того, чтобы видеть такие вещи,
становится ясно, что также характер и темперамент человека изменяются под
влиянием его Я. Все-таки, есть это изменение, в соотношении к изменению
прежде обозначенных качеств, некое медленное. Можно употребить сравнение,
что соотношение обоих изменений есть как продвижение часовой стрелки часов в
отношении к минутной стрелке. Теперь, принадлежат силы, которые задействуют
это изменение характера или темперамента, скрытой области эфирного тела. Они
являются одного рода с силами, которые господствуют в царстве жизни, итак с
силами роста, с силами питания и такими, которые служат размножению. На эти
вещи будет через дальнейшие высказывания этого писания брошен правильный
свет. - Итак не тогда, когда человек только предается удовольствию и
страданию, радости и боли, работает Я над астральным телом, но когда
изменяются особенности этих Душевных качеств. И именно также прострается
работа на эфирное тело, когда Я обращает свою деятельность на изменение
качеств характера, темперамента и так далее. Также над этим последним
изменением работает каждый человек: осознает он это или нет. Наисильнейшие
импульсы, которые работают в обыкновенной жизни над таким изменением, есть
религиозные. Если Я побуждениям, которые проистекают из религии, позволяет
всегда опять воздействовать на себя, то они образуют в нем некую власть,
которая воздействует плоть до эфирного тела и преобразует его именно также,
как незначительные побуждения жизни воздействуют на превращение астрального
тела. Эти незначительные побуждения жизни, которые через обучение,
размышление, облагораживание чувств и так далее, подступают к человеку,
подлежат многообразному меняющемуся бытию; религиозные ощущения
отпечатывают, однако, во всем мышлении, чувствовании и волении нечто
едино-образное (Einheitliches). Они как бы расширяют общий, единый свет над
всей жизнью Души. Человек думает и чувствует сегодня это, завтра то. К этому
ведут самые разнообразные поводы. Кто, однако, через свое, как угодно всегда
своеобразное религиозное ощущение, угадывает нечто, что проходит через все
изменения, тот будет то, что он сегодня думает и чувствует, именно также
соотносить на это осново-ощущение как и завтрашние переживания своей Души.
Религиозное вероисповедание имеет через это нечто проникновенное
(Durchgreifendes) в жизни Души; его влияния усиливаются в ходе времени все
больше, потому что они действуют в продолжающемся повторении. Поэтому они
приобретают власть воздействать на эфирное тело. - Аналогичным образом
воздействуют влияния истинного искусства на человека. Если он через внешнюю
форму, через цвет и тон художественного творения проникнет представлением и
чувством Духовные основания такового, тогда действуют импульсы, которые Я
воспринимает через это, на самом деле также вплоть на эфирное тело. Если
такую мысль додумать до конца, то можно соразмерить, какое громадное
значение имеет искусство для всего человеческого развития. Этим указывается
только на то некоторое, что поставляет Я побуждения, чтобы действовать на
эфирное тело. Существуют многие подобные влияния в человеческой жизни,
которые не так открыто расположены для наблюдательного взора как упомянутые.
Однако уже из этого видно, что в человеке скрывается дальнейший член его
существа, который Я все больше разрабатывает. Этот