Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

которое в такой, полной значимости мере, развилось

через естественную науку, должно было оставить на заднем плане заботу о тех

человеческих способностях, которые вели в 'скрытые миры'. Однако, время есть

опять здесь, в которое эта забота является необходимой. И скрытое не станет

признанным через то, что будут бороться с суждениями, которые выводятся из

отрицания этого скрытого, даже все-же с логически последовательной

правильностью, но через то, что это скрытое само устанавливают в правильном

свете. Признанным это будет тогда теми, для кого 'время пришло'.

Это должно было быть здесь сказано только для того, чтобы не

предполагалось при этом незнание с точками зрения естественной науки, когда

будет говориться об 'эфирном теле', которое, однако, в некоторых кругах

должно считаться как нечто полностью фантастическое.

Это эфирное тело есть, итак, второй член человеческого существа. Ему

приходится, для сверх-чувственного познания, более высокая степень

действительности, чем для физического тела. Некое описание, как его видит

сверх-чувственное познание, может быть дано только в последующих частях

этого писания, когда будет показано, в каком смысле такие описания должны

быть приняты. Пока вполне достаточно, если будет сказано, что эфирное тело

проникает всюду физическое тело и что оно должно рассматриваться, как некий

род архитектора последнего. Все органы устанавливаются в своей форме и

облике через течения и движения эфирного тела. В основе физического сердца

лежит некое 'эфирное сердце', в основе физического мозга некий 'эфирный

мозг' и так далее. Эфирное тело расчленено в себе, как физическое тело,

только сложнее, и все в нем находится в живом взаимно-проникающем течении

(DurcheinanderflieЯen) там, где в физическом теле имеются обособленные

части.

Это эфирное тело имеет, теперь, человек общим с растительным так, как

он физическое тело имеет общим с минеральным. Все живое имеет свое эфирное

тело.

От эфирного тела, сверх-чувственное рассмотрение восходит к дальнейшему

члену человеческого существа. Оно ссылается, для образования некого

представления об этом члене, на явление сна, как оно для представления

эфирного тела, указывало на явление смерти. - Все человеческое творчество

основывается на деятельности в бодрствовании, пока только проявленное входит

в рассмотрение. Эта деятельность, однако, только возможна, когда человек

усиление своей истощенной силы всегда опять, достает себе из сна. Действие и

мышление исчезают во сне, вся боль, все удовольствие тонет для сознательной

жизни. Как из скрытых, таинственных источников поднимаются при пробуждении

человека сознательные силы из безсознательности сна. Это есть то же самое

сознание, которое при засыпании погружается в темные глубины и при

пробуждении поднимается снова. То, что жизнь всегда опять пробуждает из

состояния безсознательности, есть, в смысле сверх-чувственного познания,

третий член человеческого существа. Можно назвать его астральное тело

(Astralleib). Как физическое тело не может получить свою форму через в нем

находящиеся минеральные вещества и силы, но как оно, такого получения ради,

должно быть проникнуто эфирным телом, также не могут силы эфирного тела

через самих себя просветляться светом сознания. Эфирное тело, которое было

бы предоставлено только самому себе, должно было бы находиться продолжающе в

состоянии сна. Можно также сказать: Оно могло бы в физическом теле

поддерживать только растительное бытие. Бодрствующее эфирное тело

просветляется астральным телом. Для чувственного наблюдения исчезает

действие этого астрального тела, когда человек погружается в сон. Для

сверх-чувственного наблюдения оно остается еще в наличии; только оно

возникает отделенным от эфирного тела или выступающим из него. Чувственное

наблюдение имеет дело не с самим астральным телом, но только с его

действиями в проявленном. И таковые в течение сна не имеются непосредственно

в наличии. В том же смысле, в каком человек свое физическое тело имеет общим

с минералами, свое эфирное тело имеет общим с растениями, в отношении своего

астрального тела имеет одного и того же рода с животными. Растения есть в

состоянии продолжающегося сна. Кто не точно судит в этих вещах, тот может

легко впасть в заблуждение, чтобы