частью остального минерального мира, когда наступает смерть.
Сверх-чувственное созерцание, однако, может наблюдать то, как
самостоятельный член человеческого существа, что препятствует физическим
веществам и силам во время жизни, идти своими собственными путями, которые
ведут к разложению физического тела. Будь этот самостоятельный член назван
'эфирное тело (Дtherleib)' или 'жизненное тело (Lebensleib)'. - Чтобы сразу,
с начала, недоразумения не должны вкрадываться, то должно напротив этому
обозначению второго члена человеческого существа приниматься во внимание
двоякое. Слово 'эфир (Дther)' употребляется здесь в другом смысле, чем это
происходит в современной физике. Таковое обозначает, например, носитель
света как эфир. Здесь должно, однако, слово стать ограниченным в том смысле,
который был дан выше. Оно должно применяться для того, что доступно высшему
созерцанию и что для чувственного наблюдения существует, чтобы познавать
только в его действиях, именно через то, что имеющимся в физическом теле
минеральным веществам и силам удается придать определенную форму или облик.
И также слово 'тело' не должно быть недопонятым. Должно для обозначения
высших вещей бытия, именно, все-же употреблять слова обычного языка. И
таковые выражают, ведь, для чувственного наблюдения, только чувственное. В
чувственном смысле, естественно, есть 'эфирное тело' вообще не телесное,
каким бы утонченным таковое также ни удавалось представить. (* Что с
названием 'эфирное тело', 'жизненное тело' не должно быть снова просто
обновлено воззрение на старую, естественно-научно преодоленную 'жизненную
силу', об этом составитель этой книги высказался в своей 'Теософии'.)
Тем, что в изложении сверх-чувственного доходят вплоть до упоминания
этого 'эфирного тела' или 'жизненного тела', то уже достигается пункт, при
котором такое изложениие должно встретить противоречие некоторых современных
воззрений. Развитие человеческого Духа привело к тому, что в наше время
разговор о таком члене человеческого существа должен рассматриваться как
нечто ненаучное. Материалистический образ представления достиг к тому, чтобы
в живом теле ничто иное видеть, как только некое совместное соединение
физических веществ и сил, как они обнаруживают себя также в так называемом
безжизненном теле, в минерале. Только бывает совместное соединение в живом
более сложным, чем в безжизненном. Не так давно имелись также в обычной
науке еще и другие воззрения. Кто проследит работы некоторых серьезных
ученых из первой половины девятнадцатого века, тому станет ясно, как здесь
также 'настоящие природо-исследователи' осознавали, что в живом теле имеется
еще нечто другое, чем в безжизненном минерале. Говорилось о некой 'жизненной
силе'. Хотя представлялась эта 'жизненная сила' не как то, что выше
описывалась как 'жизненное тело'; однако в основе затронутого представления
лежит все-же некое угадывание того, что существует нечто подобное этому.
Представляли себе эту 'жизненнаую силу' примерно так, как если бы она
добавлялась в живом теле к физическим веществам и силам аналогичным образом
тому, как магнитная сила к голому железу в магните. Затем пришло время, в
которое эта 'жизненная сила' была удалена из состава науки. Желали для всего
обходиться голыми физическими и химическими причинами. В настоящее время в
этом отношении у некоторых естественно-научных мыслителей наступает снова
возврат. С некоторой стороны признается, что принятие нечто аналогичного
'жизненной силе' не есть, все-же, полная бессмыслица. Все-же также тот
'ученый', который допускает себе это, со здесь изложенным созерцанием в
отношении 'жизненного тела', не желает делать общее дело. Как правило, это
не приведет ни к какой цели, если с точки зрения сверх-чувственного познания
пускаются в дискуссию с такими воззрениями. Это должно было быть много более
делом этого познания, признать, что материалистический образ представления
есть необходимое сопутствующее явление великого естественно-научного
прогресса нашего времени. Этот прогресс основывается на мощном утончении
средств чувственного наблюдения. И это закладывается однажды в существе
человека, что он в пределах развития соответствующих отдельных способностей,
приносит их, за счет других, к некой известной степени совершенства. Точное
чувственное наблюдение,