Это именно принципиально
хотя правильно, что читатель в тайноведческом изложении находит описание
переживаний Души, через чье последование он может продвигаться к
сверх-чувственному Миро-содержанию. Единственно в практике должно, однако,
это изживать себя как некий род идеала. Читатель должен прежде всего,
соразмерно своему участию, принять некую значительную сумму
сверх-чувственных опытов, которые он сам еще не переживает. Это не может
быть по-другому и будет также с этой книгой так. Будет описано то, что
составитель подразумевает знать о существе человека, о его поведении в
рождении и смерти и в свободном от тела состоянии в Духовном мире; будет
издалека изложено развитие Земли и человечества. Так могло бы это
показаться, что как будто все-же была сделалана предпосылка, что некое
количество предполагаемых познаний были преподнесены как догмы, для которых
потребовались бы вера в авторитет. Это есть однако все-же не тот случай. Что
именно может быть известно о сверх-чувственном Миро-содержании, это живет в
излагающем как живое содержание Души; и вживаются в такое содержание Души,
то воспламеняет такое вживание в собственной Душе импульсы, которые ведут к
соответствующим сверх-чувственным фактам. В чтении Духовно-научных познаний
живут другим образом, чем в сообщениях о чувственных фактах. Читают
сообщения из чувственного мира, то читают именно о них. Читают, однако,
сообщения о сверх-чувственных фактах в правильном смысле, то вживаются в
течение Духовного бытия. В принятии результатов, принимают одновременно
собственный внутренний путь к этому. Это верно, что здесь подразумеваемое,
не будет сначала часто вообще замечено читателем. Человек представлет себе
вступление в Духовный мир слишком аналогичным чувственному переживанию, и
так обнаруживается, что то, что переживают при чтении об этом мире, является
слишком соразмерным мыслям. Однако в истинном, соразмерном мыслям принятии,
уже стоят внутри этого Мира и должно только еще сделать для себя ясным, что
он уже незаметно пережил то, что избегалось получить только как сообщение
мысли. - Получают тогда полную ясность о настоящей природе этого пережитого,
когда практически исполнят то, что описывается во второй (последней) части
этой книги как 'путь' к сверх-чувственным познаниям. Можно бы легко
поверить, что обратное было бы верным: этот путь должен был бы описываться
сначала. Это есть однако не тот случай. Кто, без того, чтобы направлять
Душевный взор на определенные факты сверх-чувственного мира, делает только
'упражнения', чтобы вступить в сверх-чувственный мир, для того остается этот
мир неопределенным, запутывающим себя хаосом. Учатся вживаться в этот мир в
известной мере наивно, тем что осведомляют себя об определенных фактах, и
затем дают себе отчет в том, как - оставив наивность - в полном сознании
сами достигают переживаний, сообщение о которых приобрели. Убеждаются, когда
проникают в тайноведческие изложения, что надежный путь к сверх-чувственному
познанию только таким, однако, и может быть. Будет также распознано, что все
мнения о том, что сверх-чувственные познания могли бы сначала как догмы, в
известной мере действовать через силу внушения, являются необоснованными.
Ибо содержание этих познаний приобретается в такой Душевной жизни, что у
него отнимается любая голая внушающая власть и дает ему только возможность,
говорить к другому на том же пути, на котором говорят к нему все истины,
которые направляют себя на его разумное суждение. Что другой человек сначала
не замечает, как он в Духовном мире живет, к этому лежит основание не в
неком неразумном внушенном принятии, но в утонченности и необычности
переживаемого в чтении. - Так становятся через первое принятие сообщений,
как они даются в первой части этой книги, сначала со-познавателем
(Mit-Erkenner) сверх-чувственного мира; через практическое исполнение,
указанных во второй части Душевных отправлений, становятся самостоятельным
познавателем в этом мире.
По Духу и истинному смыслу также никакой настоящий ученый не сможет
найти противоречие между своей, построенной на фактах чувственного мира
науке и тем образом, как исследуется сверх-чувственный Мир. Каждый ученый
обслуживает себя известными инструментами и методами. Инструменты он
изготавливет через