Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

происходит из

личного опыта отдельного человека, но нечто, что получается из непредвзятого

рассмотрения всей человеческой жизни. То, что предохраняет от такого

исчерпания, есть то скрытое, что покоится в глубине вещей. Умирает в

человеке сила, чтобы снизойти в такие глубины, чтобы всегда добывать новую

жизненную силу, то также внешнее вещей оказывается в конце-концов более не

жизне-побудительным (lebenfцrdern).

Дело ведет себя никоим образом так, что оно касается только отдельного

человека, его личного блага и боли. Как раз через истинное тайноведческое

рассмотрение станет человеку достоверностью то, что с некой высшей точки

зрения благо и боль отдельного человека внутренне совместно зависит от

счастья (Heil) и несчастья (Unheil) целого Мира. Существует, ведь некий путь

на котором человек достигает к прозрению, что он целому Миру и всем

существам в нем вносит вред, если он свои силы не приносит верным образом к

развертыванию. Опустошает человек свою жизнь через то, что он теряет

совместную связь со сверх-чувственным, то разрушает он не только в своем

Внутреннем нечто, чье отмирание может приводить его в конце-концов к

отчаянию, но он образует через свои слабости некую помеху для развития

целому Миру, в котором он живет.

Теперь, может человек заблуждаться. Он может предаться вере, что некое

скрытое не существует возможно, что в том, что выступает для его чувств и

для его рассудка, уже содержится все, что вообще может иметься. Однако такое

заблуждение возможно только для поверхности сознания, не для его глубины.

Чувство и желание не присоединяют себя к такой обманчивой вере. Они будут

всегда снова каким-нибудь образом затребывать к скрытому. И если они лишены

этого, они устремляют людей в сомнение, в неуверенность жизни, да, именно

внутрь в отчаяние. Познавание, которое скрытое делает открытым, подходит для

того, чтобы всю безнадежность, всю неуверенность жизни, все отчаяние,

короче, все то преодолеть, что жизнь ослабляет и делает это неспособным, для

необходимой ему службы в Мировом целом (Weltganzen).

Это есть прекрасный плод Духовно-научных познаний, что они дают жизни

силу и прочность и не только удовлетворение вожделения знания. Источник, из

которого такие познания черпают силу для работы, уверенности для жизни, не

есть некий запечатанный. Никто, кто истинно однажды набрел на этот источник,

при повторяющемся прибежище, которое он в нем же самом принимает, не

покидает его не укрепившись.

Существуют люди, которые из основ таких познаний ничто не желают знать,

потому что они именно в сказанном уже видят нечто нездоровое. Для

поверхности и внешнего жизни такие люди совершенно правы. Они не хотят

ослабленно знать то, что жизнь в так называемой действительности предлагает.

Они видят некую слабость в том, когда человек отвращается от

действительности и свое счастье ищет в неком скрытом мире, который для них,

ведь, равняется некому фантастическому, выдуманному миру. Желают при таком

Духовно-научном поиске не впадать в болезненное мечтание и слабость, то

должно признать отчасти правомерное таких возражений. Ибо они основываются

на неком здоровом суждении, которое только через это ведет не к некой

полной, но к некой половинчатой истине, что проникает не в глубины вещей, но

остается стоять на их поверхности. - Подходило бы стремление к

сверх-чувственному познанию для того, чтобы жизнь ослаблять и приносить

людей к удалению от истинной реальности, тогда были бы конечно такие

возражения достаточно сильны, чтобы выбить почву под ногами этого Духовного

направления.

Однако также напротив этим мнениям тайноведческие устремления шли бы

неправильный путем, если они себя в обычном смысле слова желали бы

'защищать'. Также здесь могут они говорить только через их, для каждого

непредвзятого человека распознаваемую, ценность, если они делают ощутимым

то, как они жизненную силу и жизненную крепость повышают тому, кто в

правильном смысле в них вживается. Эти устремления не могут сделать человека

чуждым жизни или мечтателем; они усиливают человека из такого жизненного

источника, из которого он, по своей Духовно-Душевной части, происходит.

Другие препятствия понимания еще кладут себе некоторые люди на пути,

когда вступают на путь тайноведческих устремлений.