чувство для всего блуждающего
(Irrlichtelerende), которое возникает, когда делается некоторое заключение о
проявленных тайнах мира без научной разумности. Все-же это не привело бы к
чему-либо полезному, если бы здесь, сразу в начале тайноведческих
высказываний, не говорилось бы обо всех возможных заблуждениях, которые в
Душах личностей, полных предосуждений, каждое исследование в этом
направлении приводят к игнорированию, потому что такие личности из
наличности истинно многочисленных заблуждений делают заключение о
неправомерности всего стремления. Так как здесь, однако, главным образом у
осуждающих научных или научно ориентированных лиц, отвержение Тайноведения,
однако, основывается только на уже выше обозначенном безапелляционном
решении и апелляция на заблуждения есть только - часто бессознательная -
отговорка, то дискуссия с такими противниками будет прежде всего мало
плодотворной. Ничто не препятствует им ведь, чтобы сделать конечно полностью
правомерное возражение, которое с самого начала ни через ничто не может быть
установлено, существует ли действительно у того, кто верит, что другой
захвачен заблуждением, выше обозначенное прочное основание. Отсюда,
стремящийся к Тайноведению может только просто продемонстрировать то, что он
верит позволительно сказать. Суждение о его правомерности могут образовывать
себе только другие, но также только такие личности, которые при избежании
всех безапелляционных решений, могут вникнуть в образ его сообщений о
проявленных тайнах событий мира. Ему надлежит правда, показать, как
соотносит себя им продемонстрированное к другим достижениям знания и жизни,
какие противопоказания возможны и насколько непосредственная внешняя
чувственная действительность жизни приносит подтверждения для его
наблюдений. Однако он не должен никогда стремиться к тому, чтобы удерживать
свой изложение так, что оно вместо того, чтобы действовать через свое
содержание, воздействовало бы через его искусство убеждать.
Можно напротив тайноведческим высказываниям часто слышать возражение:
таковые не доказывают то, что они преподносят; они выставляют там только
одно или другое и говорят: Тайноведение устанавливает это твердо. Следующие
высказывания недооценивают, если полагают, что только что-либо в них
преподнесено в этом смысле. Что здесь добиваются, есть то, чтобы
разворачивающемуся в Душе при естественном знании позволить так далее
развиваться, как это может развиваться по своему собственному существу и
затем обратить внимание на то, что при таком развитии Душа наталкивается на
сверх-чувственные факты. При этом предполагается, что каждый читатель,
которому удается вникнуть в высказываемое, совершенно необходимо
наталкивается на такие факты. Некое различие напротив чисто
естественно-научному рассмотрению предрасполагает себя правда в то
мгновение, в которое вступают в Духовно-научную область. В естественной
науке факты располагаются в поле мира чувств; научный излагающий
(Darsteller) рассматривает деятельность Души как нечто, что напротив
совместной связи и течению чувство-фактов отступает назад. Духовно-научный
излагающий должен установить эту деятельность Души на передний план; ибо
читатель достигает только к фактам, когда он эту деятельность Души
правомерным образом делает своей собственной. Эти факты есть не как в
естественной науке - все-таки не понятые - также без деятельности Души перед
человеческим восприятием; они выступают много более в таковом только через
деятельность Души. Духовно-научный излагающий предполагает также наперед,
что читатель ищет факты совместно с ним. Его изложение будет выдерживаться
таким образом, что он рассказывает об обнаружении этих фактов и что в том
образе, как он рассказывает, господствует не личный произвол, но воспитанный
в естественной науке научный смысл. Он будет поэтому также вынужден говорить
о средствах, через которые достигают к некому рассмотрению не-чувственного -
сверх-чувственного. Кто пускается в тайноведческое изложение, тот скоро
заметит, что через него приобретаются представления и идеи, которых прежде
не имели. Так приходят к новым мыслям также о том, что прежде полагали под
сущностью 'доказательства'. Учатся познавать, что для