на то, что именно определенное поведение человеческой Души было
применено только для откровений чувств. Однако можно выйти за такое
произвольное само-ограничение и, не взирая на особые случаи применения,
охватить взором характер научного действия. Это пред-основополагается, когда
здесь о познании не-чувственного Миро-содержания (Weltinhalte) будет
говориться как о неком 'научном' содержании. В таком Миро-содержании
человеческий образ представления желает задействовать себя так же, как он
задействует себя в других случаях естественно-научных Миро-содержаниях.
Тайноведение желает естественно-научный способ исследования и разумность
(Gesinnung) исследования, которые в своей области удерживают себя на
совместной связи и ходе чувственных фактов, освободить себя от этого особого
применения, однако твердо удерживать себя в их мыслительных и прочих
характерных особенностях. Оно желает говорить о не-чувственном тем же самым
образом, как естественная наука говорит о чувственном. В то время как
естественная наука с таким образом исследования и образом мышления остается
стоять в чувственном, желает Тайноведение Душевную работу на природу
рассматривать как некий образ само-воспитания Души и воспитанное применить
на не-чувственную область. Оно желает так действовать, что оно говорит хотя
не о чувственных явлениях, как таковых, но о не-чувственном Миро-содержании
так же, как природо-исследователь говорит о чувственном. Оно твердо
удерживает естественно-научным образом действия Душевный настрой в пределах
этого действия, итак как раз такой, только через который естество-познание
становится наукой. Тайноведение позволено поэтому обозначить как науку.
Кто производит размышления над значением естественной науки в
человеческой жизни, тот найдет, что такое значение не будет исчерпано
приобретением познаний природы. Ибо такие познания не смогут никогда и
никогда более привести к чему-то другому как к переживанию того, чем Душа
человека сама не является. Не в том живет Душевное, что человек узнает о
природе, но в процессе познавания. В своей деятельности на природу Душа
переживает себя. То, что она в такой деятельности полно-живо разрабатывает
себе, это есть еще нечто другое, чем знание о самой природе. Это есть,
испытанное при познании природы, само-развитие. Выигрыш (Gewinn) этого
само-развития Тайноведение желает задействовать в областях, которые лежат
над голой природой. Тайно-вед желает не непризнать ценность естественной
науки, но признать ее еще лучше, чем сам природо-вед. Он знает, что без
строгости образа представления, который правит в естественной науке, никакая
наука не может быть основана. Он знает, однако также, что если такая
строгость через истинное проникновение в Дух естественно-научного мышления
приобретена, она может быть твердо удержана через силу Души для других
областей.
Нечто, что может заставить задуматься, выступает правда при этом. В
наблюдении природы Душа будет управляемой через рассматриваемый предмет в
гораздо более сильной мере, чем в не-чувственном Миро-содержании. В таковом
должна она в более высокой мере из чисто внутренних импульсов иметь
способность, чтобы твердо удерживать сущность научного образа представления.
Потому что очень многие люди - бессознательно - верят, что только при
путеводной нити явлений природы такая сущность может быть удержана, они
склоняются, чтобы через некое безаппеляционное решение решиться на это: как
только такая путеводная нить будет оставлена, Душа вступает со своим научным
методом в пустоту. Такие люди не донесли себе особенность этого метода до
осознания; они образовывают свое суждение главным образом из заблуждений,
которые должны возникнуть, когда научная разумность не достаточно закреплена
на явлениях природы и несмотря на это Душа желает предаться рассмотрению
не-чувственных областей мира. Здесь возникает, само-разумеется, много
ненаучных речей о не-чувственном Миро-содержании. Однако не из-за того, что
такая речь по своей сущности не может быть научной, но потому что она,
особенно в этом случае, позволила быть лишенной научного само-воспитания
через наблюдение природы.
Кто желает говорить о Тайноведении, должен все-таки, со вниманием на
только что сказанное, иметь бдительное