Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

на то, что именно определенное поведение человеческой Души было

применено только для откровений чувств. Однако можно выйти за такое

произвольное само-ограничение и, не взирая на особые случаи применения,

охватить взором характер научного действия. Это пред-основополагается, когда

здесь о познании не-чувственного Миро-содержания (Weltinhalte) будет

говориться как о неком 'научном' содержании. В таком Миро-содержании

человеческий образ представления желает задействовать себя так же, как он

задействует себя в других случаях естественно-научных Миро-содержаниях.

Тайноведение желает естественно-научный способ исследования и разумность

(Gesinnung) исследования, которые в своей области удерживают себя на

совместной связи и ходе чувственных фактов, освободить себя от этого особого

применения, однако твердо удерживать себя в их мыслительных и прочих

характерных особенностях. Оно желает говорить о не-чувственном тем же самым

образом, как естественная наука говорит о чувственном. В то время как

естественная наука с таким образом исследования и образом мышления остается

стоять в чувственном, желает Тайноведение Душевную работу на природу

рассматривать как некий образ само-воспитания Души и воспитанное применить

на не-чувственную область. Оно желает так действовать, что оно говорит хотя

не о чувственных явлениях, как таковых, но о не-чувственном Миро-содержании

так же, как природо-исследователь говорит о чувственном. Оно твердо

удерживает естественно-научным образом действия Душевный настрой в пределах

этого действия, итак как раз такой, только через который естество-познание

становится наукой. Тайноведение позволено поэтому обозначить как науку.

Кто производит размышления над значением естественной науки в

человеческой жизни, тот найдет, что такое значение не будет исчерпано

приобретением познаний природы. Ибо такие познания не смогут никогда и

никогда более привести к чему-то другому как к переживанию того, чем Душа

человека сама не является. Не в том живет Душевное, что человек узнает о

природе, но в процессе познавания. В своей деятельности на природу Душа

переживает себя. То, что она в такой деятельности полно-живо разрабатывает

себе, это есть еще нечто другое, чем знание о самой природе. Это есть,

испытанное при познании природы, само-развитие. Выигрыш (Gewinn) этого

само-развития Тайноведение желает задействовать в областях, которые лежат

над голой природой. Тайно-вед желает не непризнать ценность естественной

науки, но признать ее еще лучше, чем сам природо-вед. Он знает, что без

строгости образа представления, который правит в естественной науке, никакая

наука не может быть основана. Он знает, однако также, что если такая

строгость через истинное проникновение в Дух естественно-научного мышления

приобретена, она может быть твердо удержана через силу Души для других

областей.

Нечто, что может заставить задуматься, выступает правда при этом. В

наблюдении природы Душа будет управляемой через рассматриваемый предмет в

гораздо более сильной мере, чем в не-чувственном Миро-содержании. В таковом

должна она в более высокой мере из чисто внутренних импульсов иметь

способность, чтобы твердо удерживать сущность научного образа представления.

Потому что очень многие люди - бессознательно - верят, что только при

путеводной нити явлений природы такая сущность может быть удержана, они

склоняются, чтобы через некое безаппеляционное решение решиться на это: как

только такая путеводная нить будет оставлена, Душа вступает со своим научным

методом в пустоту. Такие люди не донесли себе особенность этого метода до

осознания; они образовывают свое суждение главным образом из заблуждений,

которые должны возникнуть, когда научная разумность не достаточно закреплена

на явлениях природы и несмотря на это Душа желает предаться рассмотрению

не-чувственных областей мира. Здесь возникает, само-разумеется, много

ненаучных речей о не-чувственном Миро-содержании. Однако не из-за того, что

такая речь по своей сущности не может быть научной, но потому что она,

особенно в этом случае, позволила быть лишенной научного само-воспитания

через наблюдение природы.

Кто желает говорить о Тайноведении, должен все-таки, со вниманием на

только что сказанное, иметь бдительное