силовую систему, но которые теперь все время стремятся вновь
высвободиться из нее; они несут в себе силу притупленности (Dumpfheit) сна;
они склонны распространять чисто вегетативную жизнь.
Астральный организм формирует органы, которые отталкивают от себя
вегетативную жизнь, отчуждаются от нее. Но существовать они могут лишь в том
случае, если сама эта вегетативная жизнь будет их все снова и снова
охватывать, будет все вновь овладевать ими. Ибо иначе, поскольку астральные
органы сами по себе не имеют никакого сродства ни к силам, исходящим из
земли, ни к притекающим на нее из космоса силам, они должны были бы вообще
полностью отпасть, выпасть из сферы земного бытия, если бы указанные силы
все снова не охватывали их. В этих органах должно происходить ритмическое
чередование действия животного и растительного начал. Это обусловливает
чередование состояний сна и бодрствования. В состоянии сна органы астральных
сил погружаются в тупость (Dumpfheit) растительной жизни. Они тогда не
оказывают никакого действия на эфирную и физическую область организма.
Астральные органы тогда полностью доверены сферам сил, исходящих от земли и
втекающих в нее из космоса.
РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК
В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко -
наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его
органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом
деятельности этого формирующего астрального тела. Животное образуется тогда,
когда это астральное формообразование доводится до конца.
У человека оно до конца не доводится. В определенной точке на пути
этого формирования оно сдерживается, тормозится.
В растении имеет место такая субстанция, которая преобразована силами,
притекающими на землю из космоса. Это живая субстанция. Она находится во
взаимодействии с безжизненной субстанцией. Следует представлять себе, что в
растительном существе эта живая субстанция непрестанно отделяется от
безжизненной. В этой живой субстанции растительный облик являет себя как
результат притекающих на землю сил. Образуется единый поток субстанции.
Неживое преобразуется в живое; живое преобразуется в неживое. В этом потоке
возникают все растительные органы.
У животного ощущающая субстанция возникает из живой субстанции - так
же, как у растения живая субстанция возникает из безжизненной. Тут имеется
двоякий поток субстанции. Жизнь внутри эфирного не доводится до жизни,
застывающей в формы. Она оставляется текучей; а формообразование внедряется
в эту текучую жизнь из астральной области.
У человека и этот процесс оставляется текучим. Ощущающая субстанция
вовлекается в построение более высокого порядка. Можно назвать это
построение Я-организацией. Тем самым ощущающая субстанция преобразуется еще
раз. Возникает тройной субстанциальный поток. К этой троичности восходит
внутреннее устройство человека и его внешний облик. Благодаря этому он
становится носителем самосознающей духовной жизни. Вплоть до мельчайших
частиц субстанции человек сформирован как плод этой Я-организации.
Можно проследить теперь этот процесс формирования со стороны
субстанции. При поступенчатом преобразовании субстанция предстает как
процесс отделения, обособления высшей ступени от низшей и как построение
форм из субстанции более высокого порядка. В случае растения из безжизненной
субстанции отделяется живая субстанция. Притекающие на землю эфирные силы
действуют в ней как силы образования формы. Сначала происходит не отделение
в собственном смысле, но полное преобразование физической субстанции
эфирными силами. Но это имеет место только в формировании семени. Только тут
может произойти полное преобразование субстанции, ибо семя защищено от
воздействия физических сил посредством окутывающей его материнской оболочки.
Как только семя освободилось от материнской оболочки, силовые воздействия в