Рудольф Штайнер

Основы развития врачебного искусства согласно иссл

силовую систему, но которые теперь все время стремятся вновь

высвободиться из нее; они несут в себе силу притупленности (Dumpfheit) сна;

они склонны распространять чисто вегетативную жизнь.

Астральный организм формирует органы, которые отталкивают от себя

вегетативную жизнь, отчуждаются от нее. Но существовать они могут лишь в том

случае, если сама эта вегетативная жизнь будет их все снова и снова

охватывать, будет все вновь овладевать ими. Ибо иначе, поскольку астральные

органы сами по себе не имеют никакого сродства ни к силам, исходящим из

земли, ни к притекающим на нее из космоса силам, они должны были бы вообще

полностью отпасть, выпасть из сферы земного бытия, если бы указанные силы

все снова не охватывали их. В этих органах должно происходить ритмическое

чередование действия животного и растительного начал. Это обусловливает

чередование состояний сна и бодрствования. В состоянии сна органы астральных

сил погружаются в тупость (Dumpfheit) растительной жизни. Они тогда не

оказывают никакого действия на эфирную и физическую область организма.

Астральные органы тогда полностью доверены сферам сил, исходящих от земли и

втекающих в нее из космоса.


РАСТЕНИЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК

В астральном теле животное формирующее начало проявляется двояко -

наружу в виде цельного облик животного, а вовнутрь как формообразование его

органов. Обладающая ощущением животная субстанция является результатом

деятельности этого формирующего астрального тела. Животное образуется тогда,

когда это астральное формообразование доводится до конца.

У человека оно до конца не доводится. В определенной точке на пути

этого формирования оно сдерживается, тормозится.

В растении имеет место такая субстанция, которая преобразована силами,

притекающими на землю из космоса. Это живая субстанция. Она находится во

взаимодействии с безжизненной субстанцией. Следует представлять себе, что в

растительном существе эта живая субстанция непрестанно отделяется от

безжизненной. В этой живой субстанции растительный облик являет себя как

результат притекающих на землю сил. Образуется единый поток субстанции.

Неживое преобразуется в живое; живое преобразуется в неживое. В этом потоке

возникают все растительные органы.

У животного ощущающая субстанция возникает из живой субстанции - так

же, как у растения живая субстанция возникает из безжизненной. Тут имеется

двоякий поток субстанции. Жизнь внутри эфирного не доводится до жизни,

застывающей в формы. Она оставляется текучей; а формообразование внедряется

в эту текучую жизнь из астральной области.

У человека и этот процесс оставляется текучим. Ощущающая субстанция

вовлекается в построение более высокого порядка. Можно назвать это

построение Я-организацией. Тем самым ощущающая субстанция преобразуется еще

раз. Возникает тройной субстанциальный поток. К этой троичности восходит

внутреннее устройство человека и его внешний облик. Благодаря этому он

становится носителем самосознающей духовной жизни. Вплоть до мельчайших

частиц субстанции человек сформирован как плод этой Я-организации.

Можно проследить теперь этот процесс формирования со стороны

субстанции. При поступенчатом преобразовании субстанция предстает как

процесс отделения, обособления высшей ступени от низшей и как построение

форм из субстанции более высокого порядка. В случае растения из безжизненной

субстанции отделяется живая субстанция. Притекающие на землю эфирные силы

действуют в ней как силы образования формы. Сначала происходит не отделение

в собственном смысле, но полное преобразование физической субстанции

эфирными силами. Но это имеет место только в формировании семени. Только тут

может произойти полное преобразование субстанции, ибо семя защищено от

воздействия физических сил посредством окутывающей его материнской оболочки.

Как только семя освободилось от материнской оболочки, силовые воздействия в

растении тотчас распределяются так, что возникает субстанциальный процесс,