Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

Достигаемое духовное созерцание подобно новому опыту, а чувственное

созерцание космоса подобно картине воспоминания. Достигнутое таким образом

духовное созерцание космоса отличается от имагинативного. В последнем

возникают общие образы эфирного свершения; в инспирации встают образы

духовных существ, действующих в этом эфирном свершении. Мы встречаем как

космических существ то, что в физически-чувственном мире познали как Солнце

и Луну, как планеты и неподвижные звезды. И наше собственное

душевно-духовное переживание предстанет включенным в круг действия этого

мира космических существ. Лишь тогда становится понятным физический организм

человека, поскольку в его формах и его жизни действует не только то, что

обозревают чувства человека, но также существа, творчески действующие в

чувственном мире. Все, что таким образом переживается при инспирации,

остается совершенно закрытым для обычного сознания. Человек осознал бы это

только в том случае, если бы он пережил процесс своего дыхания как процесс

восприятия. Для обычного сознания это космическое взаимодействие между

человеком и миром остается скрытым. Философия Йоги стремится к космологии

путем преобразования процесса дыхания в процесс восприятия. Этому не должен

подражать современный человек Запада. В ходе развития человечества он

приобрел организацию, исключающую подобные упражнения йоги. С их помощью он

никак не мог бы освободиться от своего организма и при этом удовлетворить

требованию оставить незатронутым физический и эфирный организмы. Такие

упражнения отвечали бы прошлой эпохе развития, и то, что достигалось ими,

должно быть теперь достигаемо таким образом, как это было описано выше для

инспирированного познания. Благодаря этому в полном сознании переживается

то, что в прошлую эпоху должно было переживаться человечеством в

бодрственных снах.


Если философ -- это младенец, обладающий полнотою сознания, то космолог

должен стать в полном сознании человеком прежних времен, тех времен, когда

дух космоса мог быть созерцаем с помощью природных способностей.




Благодаря описанным в предыдущий раз упражнениям воли человек в

интуиции целиком переносится в своем сознании в объективный мир космических

духовных существ. Он достигает такого состояния переживания, которое было

свойственно только прачеловечеству на Земле. Это прачеловечество было

связано с внутренним бытием космического окружения как с процессами

собственного тела. Те процессы были не столь бессознательны, как у человека

нашего времени. Они отражались в душе. Человек как бы в бодрственных образах

сновидений душевно переживал свой рост, свой обмен веществ. И то, что он

таким образом переживал, делало его способным в сновидении-чувстве

воспринимать также и процессы его космического окружения с их духовным

внутренним бытием. Он обладал сновидческой интуицией, от которой в настоящее

время остался лишь отзвук в особо предрасположенных к этому людях. Для

сознания прачеловека окружающее было одновременно материально и духовно. То,

что тогда переживалось полусновидчески, было для прачеловека религиозным

откровением. Оно было для него прямым продолжением его остальной

человеческой жизни. Эти сноведчески познанные прачеловечеством переживания в

мире духа остаются совершенно неосознаваемыми современным человеком.

Познающий сверхчувственно в интуиции доводит их до полного сознания. Тем

самым он по-новому переносится в состояние прачеловечества, для которого

мироосознание еще давало религиозное содержание.


Как философ становится полностью осознавшим себя младенцем, космолог --

полностью осознавшим себя человеком средней эпохи человечества, так человек,

религиозно познающий в современном смысле, уподобляется прачеловеку, но

переживает в своей душе духовный мир не сновидчески, подобно прачеловеку, а

в полном сознании.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ И ВОЛИ


Относительно развития инспирированного познания