Достигаемое духовное созерцание подобно новому опыту, а чувственное
созерцание космоса подобно картине воспоминания. Достигнутое таким образом
духовное созерцание космоса отличается от имагинативного. В последнем
возникают общие образы эфирного свершения; в инспирации встают образы
духовных существ, действующих в этом эфирном свершении. Мы встречаем как
космических существ то, что в физически-чувственном мире познали как Солнце
и Луну, как планеты и неподвижные звезды. И наше собственное
душевно-духовное переживание предстанет включенным в круг действия этого
мира космических существ. Лишь тогда становится понятным физический организм
человека, поскольку в его формах и его жизни действует не только то, что
обозревают чувства человека, но также существа, творчески действующие в
чувственном мире. Все, что таким образом переживается при инспирации,
остается совершенно закрытым для обычного сознания. Человек осознал бы это
только в том случае, если бы он пережил процесс своего дыхания как процесс
восприятия. Для обычного сознания это космическое взаимодействие между
человеком и миром остается скрытым. Философия Йоги стремится к космологии
путем преобразования процесса дыхания в процесс восприятия. Этому не должен
подражать современный человек Запада. В ходе развития человечества он
приобрел организацию, исключающую подобные упражнения йоги. С их помощью он
никак не мог бы освободиться от своего организма и при этом удовлетворить
требованию оставить незатронутым физический и эфирный организмы. Такие
упражнения отвечали бы прошлой эпохе развития, и то, что достигалось ими,
должно быть теперь достигаемо таким образом, как это было описано выше для
инспирированного познания. Благодаря этому в полном сознании переживается
то, что в прошлую эпоху должно было переживаться человечеством в
бодрственных снах.
Если философ -- это младенец, обладающий полнотою сознания, то космолог
должен стать в полном сознании человеком прежних времен, тех времен, когда
дух космоса мог быть созерцаем с помощью природных способностей.
Благодаря описанным в предыдущий раз упражнениям воли человек в
интуиции целиком переносится в своем сознании в объективный мир космических
духовных существ. Он достигает такого состояния переживания, которое было
свойственно только прачеловечеству на Земле. Это прачеловечество было
связано с внутренним бытием космического окружения как с процессами
собственного тела. Те процессы были не столь бессознательны, как у человека
нашего времени. Они отражались в душе. Человек как бы в бодрственных образах
сновидений душевно переживал свой рост, свой обмен веществ. И то, что он
таким образом переживал, делало его способным в сновидении-чувстве
воспринимать также и процессы его космического окружения с их духовным
внутренним бытием. Он обладал сновидческой интуицией, от которой в настоящее
время остался лишь отзвук в особо предрасположенных к этому людях. Для
сознания прачеловека окружающее было одновременно материально и духовно. То,
что тогда переживалось полусновидчески, было для прачеловека религиозным
откровением. Оно было для него прямым продолжением его остальной
человеческой жизни. Эти сноведчески познанные прачеловечеством переживания в
мире духа остаются совершенно неосознаваемыми современным человеком.
Познающий сверхчувственно в интуиции доводит их до полного сознания. Тем
самым он по-новому переносится в состояние прачеловечества, для которого
мироосознание еще давало религиозное содержание.
Как философ становится полностью осознавшим себя младенцем, космолог --
полностью осознавшим себя человеком средней эпохи человечества, так человек,
религиозно познающий в современном смысле, уподобляется прачеловеку, но
переживает в своей душе духовный мир не сновидчески, подобно прачеловеку, а
в полном сознании.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ И ВОЛИ