Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

/>

познании человек сознательно переносится в этот мир. Он живет в духовном

космосе, подобно тому как своими чувствами он живет в физическом космосе. Он

может познавательно говорить о содержании религиозного познания. Он может

это делать, поскольку то, что пережито им духовно, отражается в физическом и

эфирном человеке, и эти отраженные образы могут быть выражены в речи.

Выраженные в такой форме, они несут в себе содержание, которое может стать

религиозно убедительным человеческой душе в обычном сознании.


Таким образом, через имагинативное познание постигается философия,

через инспирацию -- космология, через интуицию -- религиозная жизнь. Кроме

уже указанного, к интуиции ведет, например, и следующее душевное

переживание. Нужно пытаться воздействовать на жизнь, обычно бессознательно

развивающуюся у человека от одного возраста к другому, сознательно развивать

в себе привычки, которых ранее не было, или изменять те, которые у нас были.

Чем большие усилия необходимы для этого, тем лучше для достижения

интуитивного познания. Ибо эти изменения вызывают освобождение волевых сил

от физического и эфирного организма. Таким образом мы связываем волю с

астральными органами и с истинным обликом 'Я', и тем самым сознательно

погружаем то и другое в мир духа.


Только в современном духовном развитии человечества появилось то, что

можно назвать абстрактным мышлением. Человеку более ранних эпох это мышление

не было свойственно. Но оно необходимо для развития человеческой свободы,

так как оно освобождает мыслительную силу от образной формы. Человек

получает возможность мыслить при помощи физического организма. Но такое

мышление не коренится в действительности. Оно содержится только в призрачном

мире. В этом последнем человек может отображать природные процессы, не внося

в эти образы ничего своего. Так получается отображение природы, которое как

отображение не может быть чем-то реальным, поскольку сама по себе жизнь в

мыслительном отображении суть не действительность, но лишь видимость. И в

это призрачное мышление могут быть восприняты также и моральные импульсы,

так чтобы они не производили никакого насилия над человеком. Моральные

импульсы сами по себе реальны, поскольку исходят из мира духа; но то, как

человек переживает их в своем призрачном мире, дает ему возможность свободно

руководствоваться или не руководствоваться ими. Сами они не оказывают на

него давления ни через его тело, ни через душу.


Итак, человечество делает шаг вперед, когда его мышление, которое в

древние времена было всецело связано с бессознательным имагинативным,

инспиративным и интуитивным познанием и в котором мысли открывались таким же

образом, как и сама имагинация, инспирация и интуиция, становится

абстрактным мышлением, осуществляемым физическим организмом. В этом

мышлении, имеющем лишь призрачную жизнь, поскольку оно является духовной

субстанцией, перенесенной в физический мир, человек получает возможность

развить объективное познание природы и свою моральную свободу. (Подробности

можно найти в моей 'Философии свободы' и 'Как достигнуть познаний высших

миров?', 'Теософии', 'Тайноведении' и др.) Но для того чтобы прийти к

философии, космологии и религии, охватывающим человека, необходимо

сознательно -- то есть противоположным древнему сновидческому ясновидению

образом -- вступить в область точного ясновидения в имагинации, инспирации и

интуиции. В сфере жизни абстрактных представлений человек достигает полноты

своего сознания. В дальнейшем развитии человечества ему предстоит внести

полноту сознания в опыт, приобретаемый в духовном мире. В этом и должно в

будущем заключаться истинное развитие человечества.


ИМАГИНАТИВНЫЙ, ИНСПИРИРОВАННЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ


При вступлении в имагинативное познание внутренняя жизнь человека

принимает иную, нежели в обычном сознании, форму. Изменяется также и

отношение человека к миру. Мы достигаем этого изменения благодаря