при физическом размышлении о вещах мира.
В имагинативном познании можно пережить философию как содержание
действительности; и можно также создать новую философию. К действительной
концепции философии можно прийти только при помощи имагинативного познания.
Но когда эта философия дана, то она может быть постигнута и понята также и
обычным сознанием. Ибо она говорит из имагинативного переживания в таких
формах, которые исходят из духовной (эфирной) действительности и содержание
действительности которых может быть сопережито затем в восприятии обычным
сознанием.
Для космологии необходима более высокая познавательная деятельность.
Она может быть достигнута, если расширить медитацию. Нужно развить не только
интенсивный покой на определенном душевном содержании, но также и вполне
сознательное пребывание в лишенном содержания душевном покое, после того как
из сознания будет удалено все душевное содержание медитации. Этим
достигается то, что в лишенную содержания душевную жизнь изливается духовное
содержание космоса. Мы приходим к ступени инспирированного познания. Мы
имеем перед собой духовный космос, подобно тому как перед органами чувств --
физический. Мы достигаем созерцания в силах космоса того, что духовно
происходит в процессе дыхания между человеком и космосом. В явлениях
процесса дыхания и в остальных ритмических процессах человека мы находим
отображение того, что в духовном существует как астральный человеческий
организм. Мы приходим к созерцанию того, как этот последний существует вне
земной жизни в духовном космосе и как он через зародышевую жизнь и рождение
облекается в физический организм, чтобы в смерти опять оставить его.
Благодаря этому познанию можно отличить наследственность, которая суть
земное явление, от того, что человек приносит с собой из духовного мира.
Так через инспирированное познание мы приходим к космологии, которая
может охватить человека в его душевном и духовном бытии. Инспирированные
познания образуются в астральном организме. Мы имеем их, когда переживаем
вне нашего тела бытие в космосе духа. Но они отражаются в эфирном организме,
и в возникающих здесь образах их можно перевести на человеческий язык и
соединить с содержанием философии. Так мы получаем космическую философию.
Для религиозного познания нужно третье. Нужно погружаться в существ,
образно раскрывающихся в инспирированном содержании познания. Этого можно
достигнуть, если к ранее охарактеризованной медитации присоединить душевные
упражнения воли. Например, можно представлять себе в обратном порядке
процессы, протекающие в физическом мире. Тогда волевым процессом, не
применяемым в обычном сознании, мы вырываем душевную жизнь из космического
внешнего содержания и погружаем душу в тех сущностей, которые открываются в
инспирации. Мы достигаем истинной интуиции, совместной жизни с существом
духовного мира. Эти переживания отражаются в эфирном, а также в физическом
человеке, и дают в этом отражении содержание религиозного сознания.
Через это интуитивное познание мы достигаем видения истинной сущности
'Я', которая в действительности погружена в мир духа. То, что от этого 'Я'
существует в обычном сознании, это только слабый отблеск его истинного
облика. Благодаря интуиции мы получаем возможность ощутить этот слабый
отблеск в единении с божественным миром, к которому он принадлежит по своему
истинному облику. И тем самым мы оказываемся в состоянии также узреть, как
живет в духовном мире духочеловек, истинное 'Я', когда человек бывает
погружен в состояние сна. В этом состоянии сна физический и эфирный организм
нуждаются в ритмических процессах для своего восстановления. В состоянии
бодрствования в этом ритме и в связанных с ним процессах обмена веществ
живет 'Я'. В состоянии сна ритм человека и процессы обмена веществ живут как
физический и эфирный организм своей собственной жизнью; а астральный