Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

при физическом размышлении о вещах мира.


В имагинативном познании можно пережить философию как содержание

действительности; и можно также создать новую философию. К действительной

концепции философии можно прийти только при помощи имагинативного познания.

Но когда эта философия дана, то она может быть постигнута и понята также и

обычным сознанием. Ибо она говорит из имагинативного переживания в таких

формах, которые исходят из духовной (эфирной) действительности и содержание

действительности которых может быть сопережито затем в восприятии обычным

сознанием.


Для космологии необходима более высокая познавательная деятельность.

Она может быть достигнута, если расширить медитацию. Нужно развить не только

интенсивный покой на определенном душевном содержании, но также и вполне

сознательное пребывание в лишенном содержания душевном покое, после того как

из сознания будет удалено все душевное содержание медитации. Этим

достигается то, что в лишенную содержания душевную жизнь изливается духовное

содержание космоса. Мы приходим к ступени инспирированного познания. Мы

имеем перед собой духовный космос, подобно тому как перед органами чувств --

физический. Мы достигаем созерцания в силах космоса того, что духовно

происходит в процессе дыхания между человеком и космосом. В явлениях

процесса дыхания и в остальных ритмических процессах человека мы находим

отображение того, что в духовном существует как астральный человеческий

организм. Мы приходим к созерцанию того, как этот последний существует вне

земной жизни в духовном космосе и как он через зародышевую жизнь и рождение

облекается в физический организм, чтобы в смерти опять оставить его.

Благодаря этому познанию можно отличить наследственность, которая суть

земное явление, от того, что человек приносит с собой из духовного мира.

Так через инспирированное познание мы приходим к космологии, которая

может охватить человека в его душевном и духовном бытии. Инспирированные

познания образуются в астральном организме. Мы имеем их, когда переживаем

вне нашего тела бытие в космосе духа. Но они отражаются в эфирном организме,

и в возникающих здесь образах их можно перевести на человеческий язык и

соединить с содержанием философии. Так мы получаем космическую философию.


Для религиозного познания нужно третье. Нужно погружаться в существ,

образно раскрывающихся в инспирированном содержании познания. Этого можно

достигнуть, если к ранее охарактеризованной медитации присоединить душевные

упражнения воли. Например, можно представлять себе в обратном порядке

процессы, протекающие в физическом мире. Тогда волевым процессом, не

применяемым в обычном сознании, мы вырываем душевную жизнь из космического

внешнего содержания и погружаем душу в тех сущностей, которые открываются в

инспирации. Мы достигаем истинной интуиции, совместной жизни с существом

духовного мира. Эти переживания отражаются в эфирном, а также в физическом

человеке, и дают в этом отражении содержание религиозного сознания.


Через это интуитивное познание мы достигаем видения истинной сущности

'Я', которая в действительности погружена в мир духа. То, что от этого 'Я'

существует в обычном сознании, это только слабый отблеск его истинного

облика. Благодаря интуиции мы получаем возможность ощутить этот слабый

отблеск в единении с божественным миром, к которому он принадлежит по своему

истинному облику. И тем самым мы оказываемся в состоянии также узреть, как

живет в духовном мире духочеловек, истинное 'Я', когда человек бывает

погружен в состояние сна. В этом состоянии сна физический и эфирный организм

нуждаются в ритмических процессах для своего восстановления. В состоянии

бодрствования в этом ритме и в связанных с ним процессах обмена веществ

живет 'Я'. В состоянии сна ритм человека и процессы обмена веществ живут как

физический и эфирный организм своей собственной жизнью; а астральный

организм и 'Я' пребывают в мире духа. В инспирированном и интуитивном