Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

в детстве, и оно может исчезнуть со смертью. Более

древнее человеческое познание содержало в себе относительно душевного

существа человека нечто такое, лишь отблеском чего является современное

познание. Его воспринимали как астральное существо человека. Это было не то

душевное, что переживается теперь в мышлении, чувствовании и велении души,

но нечто, для чего в мышлении, чувствовании и волении мы имеем только

отблеск. Наше теперешнее мышление, чувствование и веление нельзя

представлять себе включенными в космос. Ибо они живут лишь в физическом

существе человека. Напротив, астральное существо может быть понято только

как член космоса. Ибо с рождением оно вступает в физическое существо и со

смертью выходит из него. То, что при жизни между рождением и смертью

скрывается за мышлением, чувствованием и велением -- а именно, астральное

тело -- есть космическое существо человека.


Утратив познание астрального существа человека, современное познание

утратило также и ту космологию, которая могла охватить собой человека: оно

знает только физическую космологию. Но в ней содержатся только основы

физического человека. Необходимо снова достигнуть познания астрального

человека; тогда опять появится космология, объемлющая собой также и

человека. Этим определяется второй шаг антропософии.


Религия в своем первоначальном смысле строится на переживании,

благодаря которому человек чувствует себя независимым как от своей

физической и эфирной сущности, обуславливающей его бытие между рождением и

смертью, так и от космоса, поскольку последний соучаствует в этом

чувственном бытии. Содержание этого переживания составляет подлинного

духочеловека -- то, на что наше слово 'Я' только еще намекает. Некогда это

'Я' обозначало для человека нечто такое, что сознавало себя независимым от

всякой телесности, а также независимым и от астральной сущности. Благодаря

такому переживанию человек ощущал себя пребывающим в том мире, для которого

мир, дающий ему тело и душу, является лишь отображением. Он чувствовал свою

связь с божественным миром. Познание этого мира скрыто от чувственного

наблюдения. Познание эфирного и астрального человека постепенно приводит к

созерцанию этого мира. В чувственном познании человек вынужден чувствовать

себя отделенным от божественного мира, к которому принадлежит его

глубочайшее существо. Сверхчувственным познанием он снова связывает себя с

этим миром. Тем самым сверхчувственное познание переходит в религию.


Для того, чтобы это произошло, необходимо узреть истинную сущность 'Я'.

Но это утрачено современным познанием. Даже философы видят в 'Я' лишь

обобщение душевных переживаний. Но то представление о 'Я', о духочеловеке,

которое они таким образом получают, опровергается каждым сном, потому что во

время сна содержание этого 'Я' гаснет. Сознание, которому известно только

такое 'Я', не может познавательно вливаться в религию, ибо в нем нет ничего,

что противостояло бы погашающему действию сна. Современная духовная жизнь

утратила познание истинного 'Я', а вместе с тем и возможность прийти от

знания к религии. То, что некогда существовало как религия, черпается из

традиции как нечто такое, к чему человеческое познание уже не может подойти.

Таким образом, религия становится содержанием веры, которое должно быть

добыто вне научных переживаний. Знание и вера становятся двумя формами

переживания того, что некогда было единством.


Для того чтобы религия заняла правильное место в жизни человечества,

должно быть снова достигнуто созерцательное познание истинного 'Я'.

Современной наукой человек только в отношении его физического существа

понимается как истинная действительность. Он должен быть в дальнейшем познан

как эфирный, астральный и духо- или 'Я'-человек, и тогда наука станет

основой религиозной жизни.


Этим определяется третий шаг антропософии.


Задачей следующих докладов будет показать возможность