в детстве, и оно может исчезнуть со смертью. Более
древнее человеческое познание содержало в себе относительно душевного
существа человека нечто такое, лишь отблеском чего является современное
познание. Его воспринимали как астральное существо человека. Это было не то
душевное, что переживается теперь в мышлении, чувствовании и велении души,
но нечто, для чего в мышлении, чувствовании и волении мы имеем только
отблеск. Наше теперешнее мышление, чувствование и веление нельзя
представлять себе включенными в космос. Ибо они живут лишь в физическом
существе человека. Напротив, астральное существо может быть понято только
как член космоса. Ибо с рождением оно вступает в физическое существо и со
смертью выходит из него. То, что при жизни между рождением и смертью
скрывается за мышлением, чувствованием и велением -- а именно, астральное
тело -- есть космическое существо человека.
Утратив познание астрального существа человека, современное познание
утратило также и ту космологию, которая могла охватить собой человека: оно
знает только физическую космологию. Но в ней содержатся только основы
физического человека. Необходимо снова достигнуть познания астрального
человека; тогда опять появится космология, объемлющая собой также и
человека. Этим определяется второй шаг антропософии.
Религия в своем первоначальном смысле строится на переживании,
благодаря которому человек чувствует себя независимым как от своей
физической и эфирной сущности, обуславливающей его бытие между рождением и
смертью, так и от космоса, поскольку последний соучаствует в этом
чувственном бытии. Содержание этого переживания составляет подлинного
духочеловека -- то, на что наше слово 'Я' только еще намекает. Некогда это
'Я' обозначало для человека нечто такое, что сознавало себя независимым от
всякой телесности, а также независимым и от астральной сущности. Благодаря
такому переживанию человек ощущал себя пребывающим в том мире, для которого
мир, дающий ему тело и душу, является лишь отображением. Он чувствовал свою
связь с божественным миром. Познание этого мира скрыто от чувственного
наблюдения. Познание эфирного и астрального человека постепенно приводит к
созерцанию этого мира. В чувственном познании человек вынужден чувствовать
себя отделенным от божественного мира, к которому принадлежит его
глубочайшее существо. Сверхчувственным познанием он снова связывает себя с
этим миром. Тем самым сверхчувственное познание переходит в религию.
Для того, чтобы это произошло, необходимо узреть истинную сущность 'Я'.
Но это утрачено современным познанием. Даже философы видят в 'Я' лишь
обобщение душевных переживаний. Но то представление о 'Я', о духочеловеке,
которое они таким образом получают, опровергается каждым сном, потому что во
время сна содержание этого 'Я' гаснет. Сознание, которому известно только
такое 'Я', не может познавательно вливаться в религию, ибо в нем нет ничего,
что противостояло бы погашающему действию сна. Современная духовная жизнь
утратила познание истинного 'Я', а вместе с тем и возможность прийти от
знания к религии. То, что некогда существовало как религия, черпается из
традиции как нечто такое, к чему человеческое познание уже не может подойти.
Таким образом, религия становится содержанием веры, которое должно быть
добыто вне научных переживаний. Знание и вера становятся двумя формами
переживания того, что некогда было единством.
Для того чтобы религия заняла правильное место в жизни человечества,
должно быть снова достигнуто созерцательное познание истинного 'Я'.
Современной наукой человек только в отношении его физического существа
понимается как истинная действительность. Он должен быть в дальнейшем познан
как эфирный, астральный и духо- или 'Я'-человек, и тогда наука станет
основой религиозной жизни.
Этим определяется третий шаг антропософии.