До мистерии Голгофы наука посвящения могла сказать людям: в известный
момент послеземного бытия из сферы Луны должно быть удалено человеческое
переживание, удерживающее человека в области планетных сил. Но сам человек
не может осуществить это удаление. Тогда за него вступается существо,
физическим отблеском которого является Солнце, и это существо ведет его в
чистую сферу духа, где действует оно само, а не духовные существа Луны.
Человек переживает тогда звездное бытие таким образом, что он созерцает
духовные прообразы констелляций неподвижных звезд как бы с другой стороны, с
периферии космоса. И хотя ему открываются звезды, но все же это созерцание
не пространственно. Совместно с силами, которыми человек пронизан теперь,
ему является возможность образовать из космоса духовный зародыш физического
организма. Божественное в нем созидает божественное. И когда духовный
зародыш созрел, начинается вновь нисхождение к земному бытию. Человек
вступает в сферу Луны. Там он находит моральное духовно-ценностное существо,
которое он оставил при переходе в чисто звездное бытие; и он присоединяет
его к своему душевно-духовному существу, чтобы сделать его основой для своей
отвечающей судьбе (космически предопределенной) последующей земной жизни.
Из посвятительной науки христианства проистекает нечто иное. Принятием
силы, возрастающей в душе из созерцающего и действенного сопереживания в
чувстве земной жизни Христа и мистерии Голгофы, человек уже на Земле
развивает в себе способность в определенный момент послеземного бытия
освободиться от лунного влияния и вступить в чистую звездную сферу. Эта
способность есть духовный, переживаемый после смерти {шрифт
наклонный}прообраз свободы{шрифт обычный}, достигнутой в земной жизни через
сознание 'Я'. В последующий период между смертью и новым рождением человек,
как сказано, соединяется с оставленным в сфере Луны морально-духовным
ценностным существом как со строителем своей судьбы, которую затем он может
переживать в свободе во время последующей земной жизни. И так же в свободе
несет он в себе на Земле свое религиозное сознание как последствие того
пронизанного Богом бытия, которое было пережито им между смертью и новым
рождением.
Новейшая посвятительная наука может исследовать это и познать действие
Христа в человеческой жизни. К исполненной жизни философии и к космологии,
познающей дух космоса, она присоединяет религиозное познание, раскрывающее
Христа как источник обновленного религиозного сознания, как вождя мира в
свободе.
В этих докладах я мог дать только набросок возможного возникновения
философии, космологии и познания религии. Нужно было бы сказать еще многое
для того, чтобы этот набросок предстал как живой образ.
ПРИМЕЧАНИЕ К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ
Предлагаемые здесь десять авторефератов занимают особое место среди
трудов Рудольфа Штайнера. Они возникли как записи для французского перевода
цикла докладов 'Философия, космология и религия в антропософии' (ср. GA 215)
Это был так называемый 'французский курс', анонсированный по-французски как
'La Philosophie, la Cosmologic et la Religion, солнце parties de
l'Anthroposophie', который Рудольф Штайнер прочитал с 6 по 15 сентября 1922
года в Гетеануме в рамках 'французского семинара'. Перевод выполнил Jules
Sauerwein, Париж. Рефераты, в которых в концентрированной форме
воспроизведено содержание докладов, ежедневно записывались для перевода, а
затем по частям переводились.
Оригинал текста
Рукописный оригинал сохранился только для I, II, IV и VI рефератов. Но
надо отметить, что Рудольф Штайнер просматривал корректурные гранки для
печати в еженедельнике 'Das Goetheanum'. Для третьего (немецкого) издания
текст был еще раз выверен. На стр. 36 в 14-й сверху строке было в
соответствии со смыслом в скобках вставлено слово 'nicht'.