Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

и умеет отдавать им должное. Но именно поэтому

она знает также и то, как трудно ей убедить этих противников.


Волевая часть души сопереживает то, что происходит в чувствующей части.

Для обычной душевной жизни это переживание совершается бессознательно. Но в

глубинах человеческой организации оно протекает как совокупность явлений.

Производимая чувством и волей оценка земной человеческой деятельности

преобразуется здесь в стремление противопоставить впоследствии менее ценному

поступку более ценный. Так бессознательно переживается вся моральная

качественность человека; и из этого переживания образуется своего рода

душевно-духовное существо, вырастающее во время земной жизни в

бессознательной области человеческого существа. Оно являет собой то, что

вытекает из земной жизни как цель, которая должна быть достигнута, но

которой в {шрифт наклонный}данной{шрифт обычный} жизни человек не может

достигнуть, так как этого не позволяет физический и эфирный организм,

получивший свою определенную форму из прошлой жизни. От этого в человеке в

виде указанного духовно-душевного существа живет стремление образовать иной

физический и эфирный организм, с помощью которого в дальнейшем переживании

мог бы быть преобразован моральный итог данной земной жизни.


Образование этого нового физического и эфирного организма может быть

осуществлено только в том случае, если человек пронесет сквозь врата смерти

указанное выше духовно-душевное существо.


Непосредственно после смерти душевно-духовный человек сохраняет на

короткое время свой эфирный организм. Здесь в сознании встает только намек

на бессознательно образовавшееся во время земной жизни моральное

душевно-духовное существо. Ибо здесь человек погружен всецело в созерцание

эфирного космоса. Хотя в последующем, более длительном состоянии переживания

(я назвал его в своей 'Теософии' 'миром душ') имеется ясное сознание этого

морального существа, но нет еще силы, чтобы начать деятельность созидания

духовного зародыша для следующего земного человеческого организма. В

человеке вследствие приобретенных в протекшей земной жизни моральных качеств

еще сохраняется тенденция обращать свой взор к этой последней. Через

некоторое время человек может перейти к такому состоянию переживания, в

котором этой тенденции уже нет. (Эту область, которую человек тогда

переживает, я обозначил в моей 'Теософии' как область духа в ссбственном

смысле). С точки зрения сверхчувственного содержания мысли, которого человек

достигает в космическом сознании -- после смерти -- можно сказать, в течение

некоторого времени после смерти человек живет, еще обращенный к Земле,

проникаясь духовными силами, которые находят свое чувственное отражение в

физических лунных явлениях. Хотя внешне он и отделился от Земли, но через

свое душевно-духовное содержание он косвенно связан с нею. Этими

духовно-лунными силами пронизывается все то в астральном организме -- или,

как было сказано выше, в бессознательной области душевной жизни,

проявляющейся в чувстве и воле -- что человек во время земного бытия

преобразует путем морально-духовной оценки в реальное ценностное существо.

Это морально-духовно-ценностное существо по содержанию родственно

духовно-лунным силам. И это они удерживают человека в связанности с Землей.

Но для выработки духовного зародыша будущего физического организма человек

должен духовно-душевно отделиться от Земли. Он может достигнуть этого,

только отделившись от области лунных сил. Он должен оставить в этой области

родственное ей морально-ценностное существо. Ибо деятельность по созданию

будущего физического организма, протекающая в связанности с духовным

существом сверхчувственного мира, не должна быть обременена присутствием

этого существа.


Человек не может прийти к освобождению из области духовно-лунных сил с

помощью тех душевно-духовных сил, которыми он обладает. И все же это

освобождение должно произойти.