Тем самым душа встает перед своей собственной вечной сущностью. В
обычном сознании дело обстоит так, что когда душа хочет стать активной в
мышлении, она может сделать это, только овладев физическим организмом. Она
погружается в физический организм, и он отражает ей в виде представлений то,
что она переживает своим эфирным организмом. Но она не переживает его самого
в его деятельности. Этот эфирный организм переживается затем в имагинативном
сознании. Но для этого душа должна прежде углубиться в переживании своего
теперь уже астрального организма. Пока душа пребывает только в имагинации,
она живет в астральном организме бессознательно и созерцает лишь эфирный и
физический организм. Но как только душа достигает инспирированного познания,
она созерцает также и астральный организм. Ибо тогда душа живет в вечном
ядре своего существа. Увидеть его душа может благодаря переходу к
интуитивному познанию. При помощи интуитивного познания она живет в духовном
мире, подобно тому как в обычном бытии она живет в своем физическом
организме.
Таким образом, душа познает, как физический, эфирный и астральный
организм вырабатывается из духовного мира. Но она может наблюдать и
продолжающееся воздействие духовного на организацию земного существа
'человека'. Она видит, как духовное ядро человеческого существа погружается
в физический, эфирный и астральный организм. Это погружение не есть
внедрение духовного в физическое, при котором первое живет в последнем --
нет, это превращение части человеческой души в физическую и эфирную
организацию. Эта часть человеческой души 'исчезает' во время земной жизни,
превратившись в физический и эфирный организм. Это та часть души, отблеск
которой переживается в обычном сознании мышлением. Но душа всплывает с
другой стороны. Это происходит с той ее частью, которая в земной жизни
переживается в воле. Воле свойственен иной характер, чем мышлению. В воле
человек и в обычной бодрственной жизни несет в себе спящую часть.
Помысленное явственно стоит перед душой. В мысли человек поистине вполне
пробужден. В воле это не так. Воля побуждается мыслью. Бодрственное сознание
доходит до той точки, до которой доходит мысль. Но далее волевой акт
погружается в человеческий организм. Когда я по своей воле двигаю рукой, то
в обычном сознании я имею как начало побудительную мысль. А в созерцании
поднятой руки со всеми сопровождающими душевными переживаниями чувства я
имею конец волевого действия. Середина остается бессознательной. И то, что
происходит в глубинах организма, когда в человеке действует воля, это
ускользает от обычного сознания, как ускользают переживания сна. Человек и в
бодрствовании всегда имеет в себе спящую часть.
В этой части во время земного бытия продолжает жить из
душевно-духовного то, что не превращается в физический организм. Человек
видит эти соотношения, когда благодаря указанным в прошлых докладах
упражнениям воли достигается истинная интуиция. Тогда за волей познается
вечная часть человеческой души. Эта часть преобразуется в организацию
головы; она исчезает в ее форме и жизни на время земного бытия, и снова
всплывает с другой стороны, чтобы пройти через смерть и опять созреть для
участия в работе над будущим земным телом и земной жизнью. Так мы подходим в
своих-рассмотрениях к явлению смерти в человеческой жизни; это явление будет
описано в следующем докладе. Ведь те воззрения, которые я описал сегодня,
приводят только к продолжающейся жизни воли и к познанию части души,
превратившейся из прошлого в организацию человеческой головы. Но мы еще не
приходим к судьбе 'Я'-сознания. Она может рассматриваться только в связи с
проблемой Христа. Поэтому соответствующее рассмотрение снова приведет нас к
созерцанию тайны христианства.
Обычная философия идей протекает в мыслях; но в этих мыслях нет жизни,
нет субстанции. Мы приходим к субстанции, когда в имагинации отпадает