Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

/>


Тем самым душа встает перед своей собственной вечной сущностью. В

обычном сознании дело обстоит так, что когда душа хочет стать активной в

мышлении, она может сделать это, только овладев физическим организмом. Она

погружается в физический организм, и он отражает ей в виде представлений то,

что она переживает своим эфирным организмом. Но она не переживает его самого

в его деятельности. Этот эфирный организм переживается затем в имагинативном

сознании. Но для этого душа должна прежде углубиться в переживании своего

теперь уже астрального организма. Пока душа пребывает только в имагинации,

она живет в астральном организме бессознательно и созерцает лишь эфирный и

физический организм. Но как только душа достигает инспирированного познания,

она созерцает также и астральный организм. Ибо тогда душа живет в вечном

ядре своего существа. Увидеть его душа может благодаря переходу к

интуитивному познанию. При помощи интуитивного познания она живет в духовном

мире, подобно тому как в обычном бытии она живет в своем физическом

организме.


Таким образом, душа познает, как физический, эфирный и астральный

организм вырабатывается из духовного мира. Но она может наблюдать и

продолжающееся воздействие духовного на организацию земного существа

'человека'. Она видит, как духовное ядро человеческого существа погружается

в физический, эфирный и астральный организм. Это погружение не есть

внедрение духовного в физическое, при котором первое живет в последнем --

нет, это превращение части человеческой души в физическую и эфирную

организацию. Эта часть человеческой души 'исчезает' во время земной жизни,

превратившись в физический и эфирный организм. Это та часть души, отблеск

которой переживается в обычном сознании мышлением. Но душа всплывает с

другой стороны. Это происходит с той ее частью, которая в земной жизни

переживается в воле. Воле свойственен иной характер, чем мышлению. В воле

человек и в обычной бодрственной жизни несет в себе спящую часть.

Помысленное явственно стоит перед душой. В мысли человек поистине вполне

пробужден. В воле это не так. Воля побуждается мыслью. Бодрственное сознание

доходит до той точки, до которой доходит мысль. Но далее волевой акт

погружается в человеческий организм. Когда я по своей воле двигаю рукой, то

в обычном сознании я имею как начало побудительную мысль. А в созерцании

поднятой руки со всеми сопровождающими душевными переживаниями чувства я

имею конец волевого действия. Середина остается бессознательной. И то, что

происходит в глубинах организма, когда в человеке действует воля, это

ускользает от обычного сознания, как ускользают переживания сна. Человек и в

бодрствовании всегда имеет в себе спящую часть.


В этой части во время земного бытия продолжает жить из

душевно-духовного то, что не превращается в физический организм. Человек

видит эти соотношения, когда благодаря указанным в прошлых докладах

упражнениям воли достигается истинная интуиция. Тогда за волей познается

вечная часть человеческой души. Эта часть преобразуется в организацию

головы; она исчезает в ее форме и жизни на время земного бытия, и снова

всплывает с другой стороны, чтобы пройти через смерть и опять созреть для

участия в работе над будущим земным телом и земной жизнью. Так мы подходим в

своих-рассмотрениях к явлению смерти в человеческой жизни; это явление будет

описано в следующем докладе. Ведь те воззрения, которые я описал сегодня,

приводят только к продолжающейся жизни воли и к познанию части души,

превратившейся из прошлого в организацию человеческой головы. Но мы еще не

приходим к судьбе 'Я'-сознания. Она может рассматриваться только в связи с

проблемой Христа. Поэтому соответствующее рассмотрение снова приведет нас к

созерцанию тайны христианства.


Обычная философия идей протекает в мыслях; но в этих мыслях нет жизни,

нет субстанции. Мы приходим к субстанции, когда в имагинации отпадает

физический