состоянии у человека было уже нечто,
что могло привести к полному раскрытию переживания 'Я', но у него не было
ничего такого, что могло дать душе силу в познании приблизиться к ее живому
прохождению сквозь врата смерти. Ведь обычное сознание есть плод физического
тела. Поэтому и душе оно может дать только такую силу, в которой она должна
видеть нечто, угасающее со смертью.
И тем, кто из древней инспирации мог познать все это, физический
человеческий организм казался больным. Ибо они должны были видеть, что в нем
нет силы дать душе настолько всеобъемлющее сознание, чтобы оно могло
пережить полноту своего бытия. Христос явился душевным врачевателем мира,
Целителем, Спасителем мира. И таким Он должен быть познан в Своей
глубочайшей связи с человечеством.
Событие смерти, как оно связано со Христом, будет предметом следующего
доклада.
То, что древнее знание, углубленное сообщениями посвященных, дало
человеку как переживание вечного, благодаря восприятию переживания Христа
станет философией, которая может опираться в мировом бытии на принцип Отца.
Отец может быть снова уведен в духе как всепронизывающее Сущее. Благодаря
познанию Христа, Сущности внеземного мира, принявшей земное тело в человеке
Иисусе, космология приобретает христианский характер. В событиях развития
человечества Христос познается как существо, имеющее решающее значение в
этом развитии. -- И благодаря оживлению угасшего познания 'вечного человека'
человеческая душа из чисто чувственного мира, развивающего 'Я'-сознание,
будет обращена к Духу, и ей станет доступным исполненное понимания
переживание Духа вместе с Богом-Отцом и Христом в обновленной познавательной
основе религии.
СОБЫТИЕ СМЕРТИ В ЕГО ОТНОШЕНИИ КО ХРИСТУ
В состоянии сна для обычного сознания прекращается переживание чувств,
а также и душевная деятельность в мышлении, чувстве и воле. Вместе с тем от
человека ускользает и то, что он определяет как свою 'самость'.
Благодаря намеченным в прошлых докладах душевным упражнениям прежде
всего высшим сознанием постигается мышление. Но это постижение невозможно,
если мышление не будет сперва утрачено. Эта утрата переживается как
результат медитации. Хотя человек чувствует при этом себя внутренне
сущностным, его внутреннее переживание становится неопределенным; и вначале
он не может пережить свое бытие с такой силой, чтобы это внутреннее бытие
могло быть постигнуто в мыслительной деятельности. Эта возможность является
лишь постепенно. Внутренняя активность возрастает; и сила мышления
зажигается с другой стороны, чем в обычном сознании. В последнем человек
переживает себя всегда только в настоящем моменте. Когда благодаря
упражнению души мышление зажигается снова, пройдя через отсутствие мышления
и таким образом достигнув имагинации, человек переживает содержание всей
своей жизни, от рождения до настоящего момента, как свое 'Я'. Также и
воспоминания обычного сознания являются тогда переживанием настоящего
момента. Они суть образы, переживаемые в настоящем, и только своим
содержанием указывающие на прошлое.
Такое воспоминание сперва исчезает при наступлении имагинации. И
прошлое видится тогда как настоящее. Подобно тому как в чувственном
восприятии мы направляем чувства на вещи, пространственно находящиеся друг
подле друга, так направляем мы пробужденную в имагинации активность души на
различные события нашей собственной жизни. И мы имеем перед собой как
единство то, что последовательно протекает во времени. Содержание
становления во времени выступает как мгновенное настоящее.
Но в высшем сознании мы имеем перед собой нечто иное, чем воспоминание
обычного сознания. Мы имеем перед собой деятельность эфирного организма,
неведомого прежде обычному сознанию. Воспоминания обычного сознания суть
лишь образы того, что переживал человек во внешнем мире благодаря своему