деятельность, которую человек
бессознательно выполняет в своем собственном организме, в его росте, есть
проявление этого действенного воспоминания. То, чего ищет философия и что
она может получить как внутреннюю реальность только через вполне осознанную
имагинацию первых переживаний детства, содержится в этом действенном
бессознательном воспоминании. С этим связана чуждая миру и все же
расположенная к миру сущность философствования.
ХРИСТОС И ЕГО СВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ
В последнем докладе я попытался показать, как душевно-духовное бытие в
сфере развития человека переходит в чувственно-физическое. От понимания,
которое проявляет человек в отношении этого перехода, зависит, сможет ли он
установить соответствующее современному сознанию отношение к событию Голгофы
и к связи этого события с земным развитием человека.
Если мы не познаем в нашем собственном физически-чувственном существе,
как духовно-душевное из духовной формы переживания преобразовано в явление
физически-чувственного мира, для нас останется закрытым явление духа Христа
из духовных миров в человеке Иисусе в физическом мире.
Однако необходимо опять подчеркнуть, что речь идет не о том, чтобы
всякий раз имело место само созерцающее познание, речь идет о пронизанном
чувством понимании того, что исследовано путем созерцания. Созерцающего
познания достигают единичные люди. Обоснованное понимание доступно каждому.
Кто признает миры, пережитые человеческой душой в доземном бытии, тот
сможет также поднять свой взор к Тому, Кто как Христос до события мистерии
Голгофы жил только в этом бытии, и пройдя через эту мистерию, со времени ее
свершения, связал свою жизнь с земным человечеством.
Лишь в постепенном развитии приобрели души земного человечества то
настроение, в котором они живут в настоящее время. Обычное сознание берет
это душевное настроение, каким оно является теперь, и создает 'историю', в
которой дело излагается так, как будто люди седой древности мыслили, вопили
и чувствовали почти так же, как в настоящее время. Но это не так. Были
времена в земном развитии человечества, когда душевное настроение было
совершенно иным, чем теперь. Тогда не было такой резкой противоположности
между сном и бодрствованием. В настоящее время переходом между тем и другим
является только сновидение. Но его содержание заключает в себе нечто
обманчивое и сомнительное. Человек прежнего времени переживал между полным
бодрствованием и бессознательным сном промежуточное состояние, которое было
образным и отрешенным от внешних чувств, но благодаря которому раскрывалась
действительность духовного, как благодаря восприятию чувств раскрывается
действительное физическое.
В этом переживании человеку древности в образах, а не в мыслях давался
сновидческий опыт его доземного бытия. Он переживал самого себя как доземное
душевное существо как бы в отзвуке того, что происходило там. Но зато у него
не было совершенно отчетливого переживания 'Я', которое есть у человека
современности. Он не ощущал себя как 'Я' в той мере, как теперь. Это
переживание 'Я' выступило лишь постепенно в ходе человеческого духовного
развития.
Решающей для развития переживания 'Я' эпохой человечества была та, в
которой произошло событие Голгофы.
В это время душевное переживание отзвука доземного бытия становится все
более смутным в обычном сознании. Знание человека о себе самом все более
ограничивается тем, что раскрывается ему как физически-чувственное земное
бытие.
И с этого времени приобретает новое значение также и восприятие смерти.
Раньше человек, как было сказано, знал о своем вечном сущностном ядре. Он
знал его через созерцание упомянутого отзвука так, что ему было ясно, это не
подлежит смерти. В тот исторический мировой период, когда взор был ограничен
физическим человеческим существом, смерть встала перед душой как мучительная
загадка.