Рудольф Штайнер

Космология, религия и философия

с физической частью зародыша.


Для описания этих отношений приходится пользоваться выражениями

'большой' и 'малый'. Но при этом следует принять во внимание, что в духовном

мире переживание духовно, и что для него не существует пространства, в

котором протекают физические свершения. Таким образом, эти выражения

являются, в сущности, лишь образным выражением того, что переживается

духовно, чисто качественно, внепространственно.


Во время своего доземного бытия человек пребывает в переживании того

космического образования, которое является духовным зародышем будущего

физического организма. И это духовное образование переживается в созерцании

как единство со всем духовным космосом и в то же время раскрывается как

космическое тело самого человеческого существа. Человек чувствует духовный

космос как силы своего собственного существа. Все его бытие состоит в том,

что он переживает себя в этом космосе. Но он переживает не только себя. Ибо

это космическое бытие не отделяется, как отделяется впоследствии его

физический организм, от других жизней космоса. По отношению к этой жизни он

пребывает в своего рода интуиции. Жизнь этих других дневных существ есть в

то же время его жизнь.


В действенном переживании духовного зародыша своего будущего

физического организма проводит человек свое доземное бытие. Он сам

приготовляет этот организм, работая над духовным зародышем в духовном мире

вместе с другими духовными существами. Подобно тому как в земном бытии он,

благодаря своим чувствам, имеет перед собой окружающий его физический мир и

действует в этом мире, в доземном бытии он имеет перед собой свой

образующийся в духе физический организм; и его деятельность заключается в

участии в образовании этого организма, также как его деятельность в

физическом мире заключается в участии в образовании физических вещей во

внешнем мире.


В духовном зародыше физического человеческого тела, который

душевно-духовный человек переживает в созерцании в своем доземном бытии,

заключена целая вселенная, столь же многосторонняя и многообразная, как и

физический мир чувств. Да, интуитивное познание может сказать, что то, что

человек несет в себе сжатым в своем физическом человеческом теле как

несознаваемый им мир, представляет собой универсум, с великолепием которого

не может сравниться физический мир.


Эту Вселенную человек духовно переживает в своем доземном состоянии и

действует в ней. Он переживает ее в становлении, в подвижности, но

наполненную духовными существами.


В этом мире у него есть сознание. Его собственные силы связаны с

действенными силами, изживающими себя в становлении этой Вселенной.

Совместная работа духовных сил космоса с его собственными силами наполняет

его сознание. Состояние сна -- в известном смысле -- является отображением

этой деятельности. Но она протекает так, что физический организм существует

вне душевно-духовного человека как законченное образование. Созерцание

лишено здесь действенных сил, образующих в доземном бытии содержание

познания. Оттого это состояние протекает бессознательно.


В дальнейшем ходе доземного бытия сопереживающее сознание становления

будущего земного организма становится все более смутным. Оно не вполне

исчезает для созерцания; но оно тускнеет. Это подобно тому, как если бы

человек чувствовал все более чуждым себе свой собственный внутренний

космический мир. Его жизнь уводит его из этого мира. То, что вначале было

полным сопереживанием вместе с духовными существами космоса, теперь

предстает только как откровение этих существ. Можно сказать: прежде человек

переживал интуицию духовного мира; теперь она превращается в пережитую

инспирацию, в которой существо мира, раскрываясь, действует на человека

извне.


И вместе с тем во внутреннем духовно-душевном существе человека

выступает переживание, которое