или диалектического доказательства. При
этом люди часто совсем не сознавали, что эти идеи достались им по традиции.
Они считали их выработанными ими самими. Постепенно стали замечать, что в
новейшей духовной жизни нет реальной внутренней жизненной связи с этими
идеями. Поэтому утратилось почти всякое доверие к этой 'рациональной
космологии'. Она должна была уступить место физической космологии, которая
была построена из чисто физических, чувственных наук о природе, но которая
для непредвзятого наблюдения уже не охватывала человека.
Истинная космология сможет возникнуть только тогда, когда будет
признано имагинативное, инспиративное и интуитивное познание, и их
результаты будут применены к познанию мира.
Для познания в области религии в еще более высокой степени остается в
силе то, что должно было быть сказано по отношению к космологии. В области
религии должны быть достигнуты познания, происходящие из переживания
духовного мира. Из содержания обычного сознания невозможно прийти к
заключению о таких переживаниях. В интеллектуальных понятиях нельзя раскрыть
содержание религии, можно только пояснить его. Когда начали искать
доказательства Бога, сами эти поиски были уже доказательством, что люди
утратили живую связь с Божеством. Поэтому ни одно интеллектуальное
доказательство не может быть проведено удовлетворительным образом. Всякая
теология, строящая на обычном сознании, должна пользоваться идеями, которые
почерпнуты из традиции и которые только приводятся в систему работой нашего
собственного мышления. И прежние философы и хотели из этого обычного
сознания прийти к 'рациональной теологии'. Но по отношению к теологии,
основанной на традиционных идеях, эту 'рациональную теологию' в еще большей
степени, чем 'рациональную космологию', постигла судьба этой последней. А
то, что всплыло как непосредственное 'переживание Бога', остается в области
чувства и воли и просто избегает перехода к какому-либо
понятийно-доказательному методу. Сама философия пришла к мысли рассматривать
в чистой истории религий бывшие прежде и существующие ныне формы религий.
Она сделала это от бессилия прийти путем обычного сознания к идеям о том,
что может быть пережито только вне физического и эфирного организма.
Новая основа для познания религиозной жизни может быть получена только
через признание имагинативного, инспирированного и интуитивного познания и
применения его результатов к этой жизни.
ПЕРЕЖИВАНИЯ ДУШИ ВО СНЕ
В наше время говорят о 'бессознательном' или 'подсознательном', когда
хотят указать, что душевные переживания обычного сознания -- восприятие,
представление, чувство и воля -- зависят от бытия, которое не охватывается
этим сознанием. Познание, стремящееся опираться только на эти переживания,
может путем логических умозаключений указать на это 'подсознательное', но
оно должно ограничиться этим указанием. Оно не может внести свой вклад в
характеристику подсознательного.
Описанное в предыдущих докладах имаганативное, инспиративнос и
интуитивное познание может дать эту характеристику. Попытаемся теперь
сделать это по отношению к тем душевным переживаниям, через которые человек
проходит во время сна.
Переживание души во время сна не имеет своей основой телесную
организацию, поскольку во время сна душевное переживание внетелесно. Когда
при пробуждении душа начинает мыслить, чувствовать, водить при помощи тела,
то она в своем воспоминании примыкает к тем переживаниям, которые протекали
до засыпания в телесной организации. Переживания сна раскрываются для
имагинации, инспирации и интуиции. Они имеют характер не воспоминаний, но
как бы предстают душевному взору.
Дальше я буду описывать то, что открывается этому взору. Поскольку это
скрыто от обычного сознания, оно, без сомнения, может -- если обычное
сознание подходит к подобному описанию, не будучи заранее подготовлено, --