Рудольф Штайнер. Космология, религия и философия
Рудольф Штайнер. Космология, религия и философия
(Десять авторефератов 'Французского курса' в Гетеануме,
Дорнах с 6 по 15 сентября 1922 г.)
СОДЕРЖАНИЕ
ТРИ ШАГА АНТРОПОСОФИИ 1
УПРАЖНЕНИЕ ДУШИ В МЫШЛЕНИИ, ЧУВСТВОВАНИИ И ВОЛЕНИИ 1
ИМАГИНАТИВНЫЙ, ИНСПИРИРОВАННЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ 1
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ И ВОЛИ 1
ПЕРЕЖИВАНИЯ ДУШИ ВО СНЕ 1
ПЕРЕХОД ОТ ДУШЕВНО-ДУХОВНОГО БЫТИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА К
ЧУВСТВЕННО-ФИЗИЧЕСКОМУ 1
ХРИСТОС И ЕГО СВЯЗЬ С ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ 1
СОБЫТИЕ СМЕРТИ В ЕГО ОТНОШЕНИИ КО ХРИСТУ 1
СУДЬБА 'Я'-СОЗНАНИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ ХРИСТА 1
ПЕРЕЖИВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ЧАСТИ ДУШИ 1
ПРИМЕЧАНИЕ К ДАННОМУ ИЗДАНИЮ 1
ТРИ ШАГА АНТРОПОСОФИИ
Я испытываю большое удовлетворение, что этот цикл докладов может
состояться в Гетеануме, институте, призванном взращивать спиритуальную
науку. Но эту науку, называемую здесь спиритуальной, нельзя смешивать с тем,
что как раз в наше время часто выступает под именем оккультизма, мистики и
тому подобного. Эти устремления или примыкают к старым спиритуальным
традициям, больше не понимаемым правильно -- и в дилетантской форме
предлагают разного рода псевдопознания о сверхчувственных мирах; или же
внешне подражают принятым в настоящее время научным методам, не зная того,
что пути исследования, в совершенстве разработанные для рассмотрения
чувственного мира, никогда не могут ввести в сверхчувственные миры. И то,
что выступает как мистика, это либо просто обновление древних душевных
переживаний, либо неясное, часто крайне фантастическое и иллюзионистское
самосозерцание.
Метод воззрения Гетеанума, напротив, отличается тем, что он в полной
мере поддерживает точку зрения современного естественнонаучного исследования
и признает ее там, где она правомерна. Но он, со своей стороны, путем строго
регламентированной подготовки чисто душевного созерцания стремится
достигнуть объективных, точных данных в отношении сверхчувственного мира.
Такими данными он признает только достигаемое при таком созерцании души, при
котором душевно-духовная организация может быть обозрима точно так же, как
бывает обозрима математическая проблема. Речь Идет о том, чтобы вначале эта
организация предстала в научно безупречном созерцании. Если мы назовем эту
организацию 'духовным оком', то можно сказать: как математик имеет перед
собой свои проблемы, так духоиспытатель -- свое собственное 'духовное око'.
Таким образом, научный метод применяется им прежде всего при подготовке его
'духовных органов'. Если эти органы подвластны 'его науке', тоща он может
ими пользоваться, и ему открывается сверхчувственный мир. Исследователь
чувственного мира направляет свою науку вовне, на результаты. Исследователь
духа применяет науку как подготовку к видению. Когда начинается видение, то
все назначение науки должно быть исчерпано. И если тогда мы хотим назвать
свое 'ведение' ясновидением, то это будет 'точное ясновидение'. Там, где
кончается, наука о чувственном, начинается наука о духе. Духовный
исследователь должен прежде всего взрастить весь свой образ мышления на
новейшей науке о чувственном.
Ведь практикуемые сегодня науки вплотную подходят к области,
открывающей спиритуальную науку в современном смысле. Это происходит не
только в отдельных областях естествознания и истории. Это происходит, к
примеру, и в медицине, а также во всех областях практической жизни, в
искусстве, морали и в социальной жизни. Это же наблюдается и в религиозных
переживаниях.
В предлагаемых докладах будут рассмотрены три такие области, и будет
показано, как они сливаются в современном спиритуальном воззрении -- это
философия, космология и религия.
Философия несла некогда все человеческое познание в целом. В ее Логосе