духовного мира. Когда сознание вступает
в духовный мир, вооруженное ясновидением, то душа вживается в
мир, который есть, в сущности, мир мысли; однако, 'переживание
Я', каким оно может быть внесено в этот мир соответственно
окрепшей душевной силой, соткано не из одних только мировых
мыслей; в мире мировых мыслей оно еще не чувствует в своем
окружении того, что являет ему некоторую тождественность с его
собственной сущностью. Дабы почувствовать таковую, душа должна
продолжать свой путь еще дальше в сверхчувственное. Она должна
прийти к переживаниям, в которых она является покинутой даже и
мыслями, так что все чувственные переживания и все переживания
мышления, чувствования и веления остаются как бы позади нее на
ее пути в сверхчувственное. Только тогда чувствует она себя
единой с некой сущностью, лежащей в основе мира таким образом,
что она предшествует всему, что может наблюдать человек как
чувственную, как эфирную и как астральную сущность. Тогда
человек чувствует себя в еще более высокой области, нежели уже
знакомый ему прежде духовный мир. Назовем этот мир, в котором
может переживать себя только 'Я', миром сверхдуховным. Для
этого мира и область сущностной мысли все еще является как
внешний мир. Перемещенное в этот мир ясновидческое сознание
получает опыт, который можно охарактеризовать приблизительно
следующим образом. К этой характеристике можно прийти,
прослеживая путь ясновидческого сознания через различные
ступени. Когда душа чувствует себя в своем эфирном теле, а
окружающий ее мир составляют элементарные события и существа,
тогда она сознает себя вне физического тела; но это физическое
тело остается перед ней как существо, хотя при рассмотрении
извне оно и является измененным. Оно как бы разрушается перед
взором духа на две части: на одну, являющуюся выражением деяний
духовных существ, которые трудились над ней с начала бытия
Земли и до настоящего времени, -- на другую, являющуюся
выражением того, что уже существовало во время древнего,
лунного состояния Земли. Так остается это до тех пор, пока
сознание переживает себя лишь в элементарном мире. В этом мире
сознание может узнать, каким был человек как физическое
существо во время древнего лунного состояния. Когда сознание
вступает в духовный мир,от физического тела снова отделяется
еще одна часть. Это та, которая образовалась во время лунного
состояния, благодаря деяниям духовных существ. Но остается
другая часть. Это та, которая существовала уже во время
солнечного состояния Земли, как тогдашнее физическое существо
человека. Но и от этого физического существа остается нечто,
после того как, с точки зрения духовного мира, было принятого
внимание все, совершившееся во время солнечного периода,
благодаря деяниям духовных существ. Остающееся раскрывается,
как деяния духовных существ, только из сверхчувственного мира.
Оно раскрывается как уже существующее в начале солнечного
периода. Нужно вернуться назад к состоянию Земли до ее
солнечного периода. В моем 'Тайноведении' я пытался обосновать,
почему это состояние земного бытия можно назвать 'сатурновым
состоянием' Земли. В этом смысле, прежде своего бытия Солнцем,
Земля была 'Сатурном'. Ибо во время этого (состояния 'Сатурна'
из общего мирового процесса, благодаря деяниям духовных
существ, возник первый зачаток физического человека. Затем, во
дрема следующих периодов Солнца, Луны и Земли, благодаря
присоединившимся деяниям других духовных существ, этот зачаток
видоизменился таким образом, что образовалось современное
физическое тело человека.
ОБ 'ИСТИННОМ Я' ЧЕЛОВЕКА
Когда душа переживает себя в своем астральном теле и имеет
вокруг себя живых мысле-существ, тогда она знает, что находится
вне физического, а также и вне эфирного тела. Но тогда она
чувствует также, что ее чувствование, мышление и веление
принадлежат ограниченной области мира, между тем как, по своей