какого-нибудь предмета нельзя прийти к ясности в
мышлении, то все же необходимо утешение, что эта ясность
появилась бы, если бы мы только могли подняться до достаточной
силы и остроты мышления. Со своей неспособностью уяснить себе
что-либо мышлением можно примириться; но нельзя вынести мысли,
что даже само мышление не могло бы дать удовлетворительного
ответа, хотя бы мы и проникли в его область в данном жизненном
случае так, как это необходимо для достижения полного света.
Это настроение души по отношению к мышлению лежит в основе
всякого стремления человечества к познанию. Оно может быть
заглушено некоторыми душевными состояниями; но в смутном
чувствовании души его всегда можно найти. Мыслители, которые
сомневаются в значительности и силе самого мышления, ошибаются
относительно основного настроения своей души. И часто сама
острота их мышления, благодаря некоторой перенапряженности
своей, и создает им сомнения и загадки. Если бы они
действительно не доверяли мышлению, они не терзали бы себя
этими сомнениями и загадками, которые сами ведь являются только
результатами мышления.
Кто развивает в себе по отношению к мышлению указанное
здесь чувство, тот ощущает в мышлении не только нечто такое,
что он вырабатывает в себе, как человеческую душевную
способность, но также и нечто, в чем заключено, совершенно
незлвисимо от него и от его души, некое мировое существо.
Мировое существо, до которого он должен доработаться, если он
хочет жить в чем-то, что одновременно принадлежит и ему и
независимому от него миру.
Умение предаваться жизни мысли имеет в себе нечто глубоко
успокоительное. Душа чувствует, что в этой жизни она может
освободиться от самой себя. Но это чувство так же необходимо
душе, как и противоположное -- чувство возможности быть всецело
в самой себе. В обоих чувствах лежит необходимое для нее
качание маятника ее здоровой жизни. В сушности, бодрствование и
сон суть лишь самых крайних выражений этого качания маятника. В
бодрствовании душа пребывает в себе, живет своей собственной
жизнью; во сне она утрачивает себя, отдаваясь всеобщему
мировому переживанию, и таким образом как бы освобождается от
самой себя. Оба качания душевного маятника проявляются и в
различных других состояниях внутреннего переживания. Причем
жизнь в мыслях есть освобождение души от самой себя, подобно
тому, как чувствование, ощущение, жизнь аффектов и т.д. суть
пребывание ее в самой себе.
Рассматриваемое таким образом мышление дает душе утешение
необходимое ей, как противовес чувству покинутости миром. Можно
правомерно прийти к ощущению: что я такое в потоке общего
мирового свершения, бегущем от бесконечности, что я такое в нем
с моим чувствованием, с моим желанием и волнением, имеющими
значение ведь только для одного меня? Как только человек верно
прочувствует жизнь в мыслях, он этому ощущению противопоставит
другое: мышление, имеющее дело с этим мировым свершением,
принимает в свое лоно и тебя с твоей душой; ты живешь в этом
свершении, когда, мысля, даешь существу его изливаться в тебя.
Тогда можно почувствовать себя принятым в мир, оправданным в
нем. Из этого настроения душа почерпает для себя затем
укрепление, ощущаемое ею так, как если бы оно притекало к вей
по мудрым законам от самих мировых властей.
От этого ощущения тогда уже недалеко до следующего шага,
после которого душа говорит: не только я мыслю, но нечто мыслит
во мне; становление мира высказывается во мне, и моя душа
являет лишь арену, на которой мир изживает себя как мысль.
Это ощущение может быть отвергнуто той или иной
философией. Путем самых разнообразных доводов можно,
по-видимому, вполне убедительно показать, что только что
высказанная мысль о 'себя-мышлении мира в человеческой душе'
совершенно ошибочна. Но в ответ необходимо признать, что это --