незаметными, подобно легким душевным облачкам. По
этой причине, а также и потому, что от ясновидения ожидают
обычно не того, чем оно сначала бывает, а чего-то совсем иного,
многие серьезные искатели духовного мира не находят его. В этом
отношении также очень важна встреча со 'Стражем порога'. Если
человек укрепил свою душу именно в этом направлении
самопознания, то хотя бы эта встреча и была подобна только
первому, нежному и мимолетному проблеску духовного видения, она
все-таки не так легко поддается забвению, как другие
сверхчувственные впечатления, ибо в собственном существе своем
человек бывает сильнее заинтересован, нежели в чем-либо другом.
Но нет никакой необходимости, чтобы встреча со 'Стражем'
принадлежала к первым переживаниям ясновидения. Укрепление души
может происходить в различных направлениях. И первые
направления, которые усваивает себе душа, могут и до этой
встречи ввести скоро в ее духовный кругозор иных существ или
иные события. Однако, сравнительно вскоре после вступления в
сверхчувственный мир наступит и эта встреча.
О ЧУВСТВЕ 'Я' И О СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ К ЛЮБВИ, И
ОБ ИХ ОТНОШЕНИЯХ К ЭЛЕМЕНТАРНОМУ МИРУ
Когда душа человека сознательно вступает в элементарный
мир, она видит себя вынужденной изменить многие представления,
усвоенные ею в чувственном мире. Если душа соответствующим
образом укрепит свои силы, она станет способной и к этой
перемене. Но сын ее отпугнет эта работа над своим укреплением,
то ею может овладеть при вступлении в элементарный мир чувство
потери всякой твердой почвы, на которой она должна строить свою
внутреннюю жизнь. Представления, вырабатываемые в
физически-чувственном мире, лишь до тех пор служат препятствием
к вступлению в элементарный мир, пока человек хочет удержать их
точно такими, какими он приобрел их в чувственном мире. Но для
этого нет никакого основания, кроме привычки души. И вполне
естественно, что сознание, живущее сначала только с чувственным
миром, привыкает считать единственно возможным тот образ своих
представлений, который слагается в работе над чувственным
миром. И это даже более, чем естественно -- это необходимо.
Душевная жизнь никогда не достигла бы своей внутренней
замкнутости, своей необходимой твердости, если бы в чувственном
мире она не развила такого сознания, которое в известном
отношении живет в застывших, строго принудительных для нее
представлениях. Благодаря всему, что может дать душе совместная
жизнь с чувственным миром, душа бывает потом в состоянии
вступить в элементарный мир, не теряя в нем своей
самостоятельности, своего замкнутого в себе существа. Этого
укрепления, усиления душевной жизни необходимо достигнуть, дабы
при вступлении в элементарный мир душа не только обладала этой
самостоятельностью, как бессознательным качеством, но и могла
ясно удерживать ее в сознании. Если душа слишком слаба для
переживания элементарного мира, то при вступлении в него у нее
ускользает эта самостоятельность, подобно тому, как ускользает
мысль, слишком слабо запечатленная в душе, чтобы продолжать
жить как отчетливое воспоминание. В сущности, душа тогда вообще
не может вступить в сверхчувственный мир со своим сознанном.
При попытке ее вступить в сверхчувственный мир, существо,
которое живет в ней и которое может быть названо 'Стражем
порога', снова отбрасывает ее назад в чувственный мир. И если
при этом ей удается как бы отведать этого мира, то после своего
обратного погружения в чувственный мир у нее остается в
сознании кое-что из сверхчувственного мира; то подобная добыча
из другой области нередко вызывает у нее спутанность в
представлениях. Опасность впадения в подобную спутанность
совершенно устраняется, если обратить особое внимание на
соответствующее развитие здоровой силы суждения, как она может
быть выработана в чувственном мире. Благодаря такому укреплению