сказать: в растении есть нечто, что таким
же образом приводит в обращение его соки, как моя душа
поднимает мою руку. Он обращает взор на нечто внутреннее в
растении. И за этим внутренним существом растения должен он
признать самостоятельность по отношению к тому, что видят в
растении его внешние чувства. Он должен также признать за ним,
что оно существовало до чувственного растения. Он достигает
того, что наблюдает, как растение растет, увядает, дает семена
и как из последних возникает новое растение. Сверхчувственный
силовой облик особенно могуществен, когда это наблюдение
ведется за ростком растения. Тогда чувственное существо в
известном отношении неприметно, сверхчувственное же, наоборот,
многосложно. Оно заключает в себе все то, что из мира
сверхчувственного работает над созиданием и ростом растения.
При сверхчувственном наблюдении всей земли познается некое
существо-сила, о котором можно с совершенной уверенностью
знать, что оно существовало раньше, чем возникло все то, что на
земле и в земле может быть воспринято чувственно. Этим путем
приходишь к тому, что перед тобой оживают сверхчувственные
силы, которые в прошлые времена земли работали над ней. То, что
переживаешь таким образом, можно назвать эфирными или
стихийными основными существами или телами растения и земли,
подобно тому как тело, которым ты воспринимаешь вне тела
физического, ты называешь своим стихийным или эфирным телом.
Уже при самом начале способности сверхчувственного
наблюдения станет возможным приписывать известным вещам и
событиям мира внешних чувств, кроме их чувственных качеств, еще
и такие основные существа. Будешь говорить об эфирном теле
растения или земли. Но стихийные существа, наблюдаемые таким
образом, бывают отнюдь не единственными, являющимися
сверхчувственному переживанию. О стихийном теле растения
скажешь, что оно слагает в облик вещества и силы мира внешних
чувств и таким путем изживается в чувственном теле. Но можно
еще наблюдать существа, которые ведут стихийное существование,
не изживаясь в теле внешних чувств. Таким образом
сверхчувственному наблюдению представляются и чисто стихийные
существа. Переживается не только нечто как бы в дополнение к
миру внешних чувств; переживается мир, в котором чувственный
мир представляется как бы кусками льда, плавающими в воде. Кто
был бы в состоянии видеть один только лед, а не воду, тот мог
бы приписать действительность только льду, а не воде. Кто хочет
держаться только того, что открывают ему внешние чувства, тот
отрицает сверхчувственный мир, в котором мир внешних чувств
составляет лишь часть, как находящиеся в воде куски льда --
только часть всей массы воды.
Найдут, что люди, способные делать сверхчувственные
наблюдения, употребляют при описании того, что они видят,
выражения, заимствованные у чувственных ощущений. Таким
образом, можно встретить такое описание стихийного тела
какого-нибудь существа мира внешних чувств или чисто стихийного
существа, где будет сказано, что оно является замкнутым в себе
самом, разнообразно окрашенным световым телом. Оно вспыхивает
красками, мерцает или светится, и заметно, что эти цветовые или
световые явления суть проявления его жизни. То, о чем в
сущности говорит наблюдатель, совершенно видимо, и он сознает,
что световой или цветовой образ имеет такое же отношение к
тому, что он воспринимает, как, скажем, сочинение, в котором
сообщается о каком-нибудь событии, к самому событию. Однако это
не значит, будто сверхчувственное было выражено произвольно
представлениями чувственных ощущений; но во время наблюдения
перед тобой действительно картина, похожая на впечатление
внешних чувств. Это происходит оттого, что в сверхчувственном
переживании освобождение от чувственного тела не бывает полным.
Последнее все еще продолжает жить со стихийным телом и