Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

сделать правильной внутренней

деятельностью. Чтобы такое внутреннее переживание привело к

действительно значительным последствиям, оно должно быть во

всяком случае предпринято на основании известных, испытанных

законов. Такие законы указываются наукой о духовной жизни.

Многие из них приведены в моем сочинении 'Как достигаются

познания высших миров'. Таким путем достигается укрепление сил

внутреннего переживания. Последнее до известной степени

сгущается. Что благодаря этому происходит, можно узнать из

наблюдений над собой, которые наступают, если вышеозначенную

внутреннюю деятельность продолжать достаточно долгое время. В

большинстве случаев потребуется, конечно, много терпения, пока

не проявятся убедительные результаты. И кто не согласен в

течение долгих лет прилагать это терпение, тот ничего

особенного и не достигнет.

Здесь можно привести только пример таких результатов. Они

бывают разнородны. И то, что будет здесь приведено, пригодно

для продолжения медитативного пути, с описания которого мы

начали.

Человек может долго упражняться в указанном внутреннем

укреплении своей душевной жизни. Возможно, что он не переживет

в себе ничего такого, что могло бы заставить его думать о мире

иначе, чем он дотоле привык. Естественно, что то, что будет

здесь описано, не произойдет и у двух людей совершенно

одинаковым образом. Но кто захочет получить представление об

одном из таких переживаний, тот уяснит

себе и всю ту область, о которой здесь идет речь.

Может наступить такое мгновение, когда душа будет

внутренне переживать себя совершенно иначе, чем обыкновенно. В

большинстве случаев душа от сна как бы оживает к сновидению. Но

тотчас оказывается, что это переживание нельзя сравнить с тем,

что обычно разумеешь под сновидением. Бываешь тогда совершенно

восхищен миром внешних чувств и рассудка и однако переживаешь

все так же, как и в обычной жизни, когда противостоишь внешнему

миру в бодрствующем состоянии. Чувствуешь себя вынужденным

представить себе это переживание. Для этого представления

берешь те понятия, какие имеются в обыкновенной жизни, но очень

хорошо знаешь, что переживаешь нечто иное, чем то, к чему

нормально эти понятия относятся. На последнее смотришь только

как на средства для выражения переживания, которого дотоле не

испытывал и о котором знаешь, что в обыкновенном бытии оно

невозможно. Чувствуешь себя как бы окруженным со всех сторон

грозовыми бурями. Слышишь гром и видишь молнии. Знаешь, что

находишься в комнате дома. Чувствуешь себя пронизанным силой, о

которой дотоле ничего не знал. Потом чудится, что видишь в

стенах вокруг себя трещины. Самому себе или личности, которая,

как полагаешь, стоит рядом с тобой, хочется сказать: дело

плохо; молния ударила в дом, она охватывает меня; я чувствую

себя схваченным ею; она меня уничтожает. И когда пройдет целый

ряд таких представлений, внутреннее переживание переходит из

снов в обычное душевное состояние. Находишь себя в себе вместе

с воспоминанием о только что пережитом. Если это воспоминание

так же живо и точно, как и всякое другое, оно дает возможность

составить суждение о том, что было пережито. Тогда

непосредственно знаешь, что пережито было нечто, чего нельзя

пережить никаким телесным чувством, а также и обыкновенным

рассудком. Ибо чувствуешь, что только что сделанное описание,

какое можно дать себе или другим, есть лишь средство выразить

это переживание. Выражение это хотя и является средством

объяснения этого предмета, но само не имеет с ним ничего

общего. Знаешь, что для такого переживания не нуждаешься ни в

каком внешнем чувстве. Кто станет здесь говорить о скрытой

деятельности внешних чувств или мозга, тот не знаком с истинным

характером этого переживания. Он держится за описание, которое

говорит о молнии, громе, трещинах в стене, и поэтому думает,

что душа пережила лишь отголоски обыденной жизни. Он принужден