Рудольф Штайнер

Путь к самопознанию человека в восьми медитациях

бытия

готов был ощутить как 'прекрасное', с особенной силой назовешь

'безобразным'. И в то мгновение, как это удастся, 'злое'

существо не будет уже больше в состоянии прикидываться

'красотой'. Для такого созерцателя оно принуждено разоблачиться

и явиться в истинном своем облике, который может быть только

несовершенным выражением того, что оно есть внутри. На таких

явлениях сверхчувственного мира видишь особенно наглядным, как

должны измениться человеческие представления при вступлении в

этот мир.


ВОСЬМАЯ МЕДИТАЦИЯ

Медитирующий пытается составить представление о созерцании

повторных земных жизней человека

Говорить об опасностях душевного странствия в

сверхчувственные миры в сущности нет оснований, если это

странствие будет правильным. Такое странствие не достигло бы

своей цели, если бы среди его правил душевного поведения

заключалось что-нибудь, что может повлечь за собою опасности

для человека. Напротив, цель их всегда в том, чтобы сделать

душу крепкой, собрать воедино ее силы, чтобы человек стал

способным переносить душевные переживания, через которые он

должен пройти, если хочет видеть и постигать миры иные, нежели

чувственное бытие.

Существенное различие между миром внешних чувств и миром

сверхчувственным вытекает также еще и из того, что созерцание,

восприятие и понимание в сверхчувственных мирах находятся между

собой в ином отношении, нежели в чувственном бытии. Слыша о

какой-нибудь части чувственного мира, человек с некоторым

правом будет иметь чувство, что полного постижения он достигнет

только через зрение и восприятие. Мы только тогда считаем, что

поняли ландшафт или картину, когда мы их видели.

Сверхчувственные же миры можно совершенно понять, воспринимая

посредством непредвзятой способности суждения точное,

отвечающее действительности описание. Для понимания и

переживания всех содействующих жизни и утоляющих жизнь сил

духовных миров достаточно одних описаний, даваемых теми, кто

может видеть. Приобрести действительные познания о таких мирах

могут лишь те, кто в состоянии наблюдать вне тела внешних

чувств. Описание духовного мира в конце концов всегда должно

исходить от наблюдателей такового. Но те познания этих миров,

которые необходимы для жизни души, достигаются пониманием. И

вполне возможно, не имея собственного зрительного доступа в

сверхчувственные миры, тем не менее в совершенстве понимать их

и их особенности; понимать их так, как при известных условиях

постоянно и с полным правом будет и должна того требовать душа.

Потому и является также возможным, чтобы человек черпал

средства для своего внутреннего погружения из сокровищницы тех

представлений, которые он усвоил о духовных мирах. Такой

материал -- наилучший для погружения. Это тот, который вернее

всего ведет к цели. Убеждение, близкое, к утверждению, будто

для усвоения сверхчувственного созерцания служит препятствием,

когда раньше этого усвоения приобретаются познания этих миров

через понимание, не отвечает действительности. Гораздо вернее

обратное, а именно, что с предварительным пониманием вернее и

легче приходишь к созерцанию, чем без него. Останавливается ли

кто-нибудь на понимании или стремится к созерцанию, это зависит

от того, возникла ли у него или нет потребность в собственном

наблюдении. Если она возникла, то он не может поступить иначе,

как искать случая действительно начать странствие в

сверхчувственные миры. Понимания же этих миров, начиная с наших

времен, будет требовать все большее и большее число людей, ибо

истинное наблюдение над жизнью показывает, что с настоящего

времени человеческие души вступают в такое состояние, что без

понимания сверхчувственных миров не могут выработать

необходимое отношение к жизни

Когда человек в душевном странствии достиг того, что все,

называемое им в чувственном бытии.'собой', своим существом, он

несет в себе как воспоминание