к ним. В мире
чувственном любишь существо, когда его узнаешь; во втором
сверхчувственном мире перед встречей с действительностью можно
любить отражение, потому что это отражение является прежде этой
встречи То, что душа познает в себе таким образом, наесть
стихийное тело. Ибо оно относится к последнему, как его
пробудитель. Это есть существо, которое находится в душе и
которое переживаешь так, как пережил бы себя, если бы во сне не
пребывал без сознания, но ощущал бы себя сознательно вне своего
физического тела и при пробуждении воспринимал бы себя как
пробудителя. Так научается душа познавать находящееся в ней
существо, которое является третьим помимо физического и
стихийного тела. Это существо пусть будет названо астральным
телом, и этим словом пусть будет здесь пока означено то, что
таким образом изживается в душевном бытии.
ШЕСТАЯ МЕДИТАЦИЯ
Медитирующий пытается составить представление о 'теле я'
или 'теле мысли'
Чувство, что находишься вне своего чувственного тела,
испытываешь с большей силой при переживании в астральном теле,
нежели при переживании в теле стихийном. В последнем случае
чувствуешь себя вне той области, в которой находится
чувственное тело: но все же при этом ощущаешь и его. В
астральном же теле ощущаешь само чувственное тело как нечто
внешнее. При переходе в стихийное тело ощущает как бы некое
расширение своего собственного существа, при вживании же в
астральное тело, напротив, своего рода скачок в другое
существо. И чувствуешь, как на это существо действует некий
духовный мир других существ. Ощущаешь ту или иную связь свою
или даже родство с этими существами. И постепенно познаешь, как
сами эти существа относятся друг к другу. Для человеческого
сознания мир расширяется в сторону духа. Человек созерцает
духовные существа, поводом деятельности которых бывает,
например, то, что характер следующих друг за другом эпох
развития человечества определяется, действительно, существами.
Это Духи времени или Начала. Знакомишься с другими существами,
душевное бытие которых протекает в том, что их мысли являются в
то же время действенными силами природы. Приходишь к признанию,
что только для чувственного восприятия силы природы являются
тем, за что именно принимает их это чувственное восприятие. Что
повсюду, где действует какая-нибудь сила природы, в
действительности изживается мысль какого-нибудь существа,
подобно тому как в движении руки изживается человеческая душа.
Все это происходит вовсе не так, чтобы на основании какой-либо
теории человек придумывал для явлений природы какие-нибудь
стоящие позади них существа: переживающий себя в астральном
теле вступает с этими существами в такое свободное от понятий и
конкретное отношение, с каким в чувственном мире человек
подходит к другим индивидуальным людям. В области тех существ,
к которым таким образом подходишь, можно различить ряд степеней
и говорить о мире высших иерархий. Тех существ, мысли которых
открываются чувственному восприятию как силы природы, можно
назвать Духами формы.
Переживание в этом мире обусловливает то, что свое
существо внутри чувственного мира воспринимаешь как нечто
внешнее в той же мере, в какой для нашего зрения в чувственной
жизни внешним существом является растение. Этот род пребывания
вне того, что в обыденной жизни человек должен ощущать как весь
объем своего собственного существа будет восприниматься как
нечто в высшей степени болезненное до тех пор, пока не
присоединится еще некоторое иное переживание. При энергичной
внутренней душевной работе, которая ведет к настоящему сгущению
и укреплению душевной жизни, нет необходимости, чтобы эта боль
проявилась в особенно сильной степени. Ибо может происходить
медленное вступление в это иное переживание одновременно с
вживанием в астральное тело.
Это иное переживание состоит в том, что все бывшее у тебя