нему присоединяется и то, что ты
намереваешься пережить. Вообще же надо заметить, что для
ясновидящего спокойное выжидание благоприятного мгновения имеет
величайшую ценность. Не нужно стремиться насильно привлекать
что-либо. Если желанное переживание не наступает, то лучше пока
отказаться от него и впоследствии найти к тому еще раз случай.
Познавательный аппарат человека нуждается в спокойном
созревании для известных переживаний. У кого нет терпения
выждать такого созревания, тот будет делать неверные или
неточные наблюдения.
ЧЕТВЕРТАЯ МЕДИТАЦИЯ
Медитирующий пытается составить представление о 'страже
порога'
Когда душа достигла способности наблюдать что-либо вне
чувственного тела, для нее могут наступить известные трудности
в жизни чувств. Она может увидеть себя вынужденной занять по
отношению к себе самой совершенно иное положение, чем к какому
привыкла раньше. К миру внешних чувств она стояла в таком
отношении, что смотрела на него как на мир внешний, а на
внутренние переживания -- как на свою собственность. К
сверхчувственному внешнему миру она не может отнестись так. Как
только она воспринимает этот внешний мир, она до известной
степени и сливается с ним; она не может себе представить себя
отделенной от него так, как от чувственного внешнего мира.
Поэтому все, что она может назвать своим внутренним миром по
отношению к этому сверхчувственному внешнему миру, принимает
известную особенность, которую сначала трудно бывает соединить
с представлениями о внутреннем. Нельзя больше сказать: я мыслю,
я чувствую, или: у меня есть мысли, и я слагаю их. Надо
сказать: нечто мыслит во мне, нечто зажигает во мне чувства,
нечто слагает мысли, так что они выступают совершенно
определенно и оказываются присутствующими в сознании.
Это чувство может быть чрезвычайно гнетущим, если характер
сверхчувственного переживания таков, что дает уверенность в
том, что на самом деле переживаешь действительность, а не
предаешься фантастике и иллюзии. Тем, как чувство проявляется,
оно показывает, что сверхчувственный внешний мир хочет
почувствовать себя, хочет мыслить себя; но нечто мешает ему
осуществить это. В то же время получаешь ощущение, что то, что
так просится в душу, и есть настоящая действительность и что
она одна может объяснить все то, что до сих пор переживалось
как действительность. И это ощущение также принимает такую
форму, что сверхчувственная действительность является чем-то,
что ценностью своей далеко затмевает доселе ведомую душе
действительность. Это ощущение потому гнетуще, что приходишь к
мысли: следующий шаг, который предстоит сделать, должно хотеть
сделать. В самом существе того, чем ты стал благодаря своему
внутреннему переживанию, заключена необходимость сделать этот
шаг. Как отрицание того, что ты есть, даже как самоуничтожение
пришлось бы это ощутить, если бы этот шаг не был сделан. И
однако может явиться и такое чувство, что не можешь его
сделать, или, если и предпримешь насколько это возможно, он
будет несовершенным.
Все это обращается в представление: душе, какова она
теперь есть, предстоит задача, с которой ей не справиться, ибо
такой, какова она сейчас, она не может быть принята
сверхчувственным внешним миром, потому что последний не хочет
ее в себя. Таким образом душа начинает чувствовать себя в
противоречии со сверхчувственным миром, она должна сказать
себе: ты не такова, чтобы могла слиться с этим миром. Но только
он может показать тебе истинную действительность, а также и то,
как сама ты относишься к этой истинной действительности; таким
образом ты отделилась от подлинного наблюдения правды. Это
чувство означает опыт, который становится все более и более
решающим относительно ценности собственной души. Чувствуешь,
что со всей полнотой своей жизни находишься в заблуждении.