таким образом на свое существо,
каким он сам построил его в прошлом, он принужден сказать себе:
я ношу в себе элементы отмирающего мира. Они работают во мне и
лишь постепенно я могу сломить их власть при помощи вновь
оживающих бессмертных сил. Так от смерти к жизни идет путь
человека. Если бы в своей смертный час он мог в полном сознании
говорить с собою, он должен был бы сказать себе: 'Умирающее
было моим учителем. То, что я умираю, есть последствие всего
прошлого с которым я тесно связан. Но поле смертного взрастило
во мне зачатки к бессмертному. Их я уношу с собою в иной мир.
Если бы все сводилось только к прошлому, то я вообще никогда не
мог бы родиться. Жизнь прошлого закончена с рождением. Новым
зачатком жизнь в чувственном мире отвоевана у всеобщей смерти.
Время между рождением и смертью есть лишь выражение того, как
много новая жизнь смогла отвоевать у отмирающего прошлого. И
болезнь есть только продолжающееся действие отмирающих частей
этого прошлого'.
Из всего этого получается ответ на вопрос: почему человек
лишь постепенно, из заблуждения и несовершенства,
прорабатывается к истине и добру. Его поступки, чувства и мысли
находятся сначала под властью преходящего и отмирающего. Из
преходящего образованы его чувственно-физические органы.
Поэтому сами эти органы и все что первоначально побуждает их к
деятельности, обречено на прехождение. Не инстинкты, влечения,
страсти и т.д., и принадлежащие к ним органы представляют собой
непреходящее, но непреходящим становится лишь то, что является
результатом деятельности этих органов. Только выработав сначала
из преходящего все, что из него следует выработать, человек
сможет сбросить с себя ту основу, из которой он вырос, и
которая находит свое выражение в физически-чувственном мире.
Таким образом 'Страж порога' представляет собой подобие
человека в его двойственной природе, смешанной из преходящего и
непреходящего. И на нем можно ясно видеть, чего еще недостает
для достижения того светлого образа, который сможет вновь
обитать в чистом, духовном мире. Степень опутанности человека
физически-чувственной природой становится для него наглядной
благодаря 'Стражу порога'. Эта опутанность выражается прежде
всего в наличности инстинктов, влечений, вожделений,
эгоистических желаний, во всех видах своекорыстия и т.д. Затем
она выражается в принадлежности к расе, народу и т.д. Ибо
народы и расы суть только различные ступени развития на пути к
чистому человечеству. Раса или народ стоит тем выше, чем
совершеннее их представители выражают собой чистый, идеальный
тип человечества, чем больше они проработались от
физически-преходящего к сверхчувственно-непреходящему. Поэтому
развитие человека путем перевоплощений во все более
высокостоящие народные и расовые формы есть процесс
освобождения. В конце человек должен явиться в своем
гармоническом совершенстве. - Подобным же образом
совершенствованием является также и прохождение через все более
чистые формы нравственных и религиозных воззрений. Ибо,
например, всякая нравственная ступень все еще содержит в себе
стремление к преходящему наряду с идеалистическими зародышами
будущего.
Но в описанном 'Страже порога' надо видеть лишь результат
протекших перемен. Из зародышей будущего в нем содержится
только то, что было воткано в него в эти протекшие времена. Но
человеку надлежит принести с собой в будущий сверхчувственный
мир все, что он может извлечь из чувственного мира. Если бы он
захотел принести с собой только то, что было воткано в его
двойник из прошлых времен, то он исполнил бы свою земную задачу
лишь отчасти. Поэтому к 'Малому Стражу порога', по истечении
некоторого времени, присоединяется еще 'Великий'. Представим
опять в повествовательной форме то, что происходит при встрече
с этим вторым 'Стражем порога'.
После того, как человек узнал, от чего ему следует