это прозрение тот
знает, что без переживаний в видимой действительности он
оказался бы совсем бессильным в невидимой. Чтобы жить в
последней, ему необходимо иметь способности и орудия для этой
жизни. Но приобрести их он может только в видимой. Он должен
уметь видеть духовно, если хочет, чтобы невидимый мир открылся
для его сознания. Но эта способность видения в 'высшем мире'
вырабатывается постепенно, благодаря переживаниям в 'низшем'.
Так же невозможно родиться в духовном мире с духовными глазами,
не развив их предварительно в чувственном, как невозможно
младенцу родиться с физическими глазами, если они не
образовались в чреве матери.
С этой точки зрения понятно, и то, почему 'порог'
сверхчувственного мира охраняется 'Стражем'. Человеку ни в коем
случае не может быть дозволено настоящее прозрение в эти
области, пока он не приобрел для этого необходимых
способностей. Поэтому в момент смерти всякий раз, как человек
вступает в иной мир еще не готовым к работе в нем, на
переживания этого мира набрасывается покров. Он увидит их
только тогда, когда вполне созреет для этого.
Когда духовный ученик вступает в сверхчувственный мир,
жизнь получит для него совсем новый смысл; он увидит в
чувственном мире почву для прорастания высшего. И в известном
смысле этот 'высший' мир представится ему недостаточным без
'низшего'. Для него откроются две перспективы. Одна - в
прошлое, другая - в будущее. Он смотрит в прошлое, когда еще не
было этого чувственного мира. Ибо он давно освободился от
предрассудка, будто сверхчувственный мир развился из
чувственного. Он знает, что сверхчувственное было прежде и что
из него развилось все чувственное. Он видит, что он сам, прежде
чем впервые пришел в этот чувственный мир, принадлежал сначала
к сверхчувственному. Но этот прежний сверхчувственный мир
нуждался в прохождении через чувственный. Его дальнейшее
развитие было бы невозможно без этого прохождения.
Сверхчувственный мир может дальше продолжать свое развитие,
только когда внутри чувственного царства развились существа с
соответствующими способностями. И существа эти - люди. Таким
образом, люди, как они живут сейчас, вышли из несовершенной
ступени духовного бытия и уже в пределах последней приводятся к
тому совершенству, которое сделает их затем пригодными для
дальнейшей работы над высшим миром. - И здесь открывается
перспектива в будущее. Она указывает на высшую ступень
сверхчувственного мира. В нем зреют плоды, взращенные в
чувственном мире. Последний, как таковой, будет побежден; но
результаты его войдут в состав высшего.
Это даст нам вместе с тем и ключ к пониманию болезни и
смерти в чувственном мире. Смерть есть не что иное, как
выражение того, что прежний сверхчувственный мир пришел к такой
точке, от которой он не может сам собой развиваться дальше. Для
него сделалась бы неизбежной общая смерть, если бы он не
получил нового притока жизни. Так эта новая жизнь стала борьбой
против общей смерти. Из остатков умирающего, застывающего в
самом себе мира расцвели зачатки нового. Вот почему мы имеем в
мире умирание и жизнь. И медленно одно переходит в другое.
Отмирающие части старого мира еще продолжают цепляться за
зачатки новой жизни, которые из них же и вышли. Он несет на
себе как свою оболочку, то, что сохранилось от прежнего,
древнего мира; и внутри этой оболочки образуется зачаток
существа, которому суждено жить в будущем. Таким образом, он
двойственное существо, одновременно - смертное и бессмертное.
Смертное находится в своем конечном, а бессмертное - в своем
начальном состоянии. Но лишь внутри этого двойственного мира,
находящего свое выражение в физически чувственном, усваивает он
себе способности, необходимые, чтобы привести мир к бессмертию.
И даже его задача в том, чтобы из самого смертного извлечь