Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

не прошедших через духовное обучение, не оказалось бы ни

малейшего повода. Великое завоевание духовного ученика состоит

в том, что он достигает совершенного господства над

взаимодействием этих трех душевных сил; но зато это

взаимодействие ложится вполне на его собственную

ответственность.

Только благодаря такому превращению собственного существа

человек получает возможность вступить в сознательное общение с

известными сверхчувственными силами и существами. Ибо его

собственные душевные силы находятся в определенном сродстве с

известными основными силами мира. Так, например, сила,

заложенная в воле, способна воздействовать на определенные вещи

и существа высшего мира, а также воспринимать их. Но она может

делать это, только освободившись от своей связи внутри души с

чувством и мышлением. Как скоро эта связь прекратилась,

наступает действие воли наружу. То же самое относится и к силам

мышления и чувства. Если кто-нибудь посылает мне чувство

ненависти, то ясновидец видит это, как тонкое световое облако

определенной окраски. И ясновидец может отклонить это чувство

ненависти также, как чувственный человек отклоняет направленный

на него физический удар. Но ясновидящий может воспринимать ее

только благодаря тому, что он в состоянии посылать наружу силу,

заложенную в его чувстве, подобно тому, как чувственный человек

направляет наружу восприимчивость своего глаза. И как с

ненавистью, так же происходит это и с другими, гораздо более

значительными фактами чувственного мира. Человек может вступать

с ними в сознательное общение путем освобождения основных сил

своей души.

Но благодаря описанному разделению сил мышления,

чувствования и воления, при несоблюдении предписаний духовной

науки, возможно троякое отклонение в ходе развития человека.

Отклонение это может наступить в том случае, если связывающие

пути будут разрушены прежде чем высшее сознание с его познанием

достигает способности правильно управлять браздами,

устанавливающими свободное, гармоничное взаимодействие

разъединенных сил. - Ибо обыкновенно все три основных силы

человека в данный период его жизни не одинаково уходят вперед в

своем развитии. У одного человека мышление опережает чувство и

волю, у другого - какая-нибудь другая сила имеет верх над

остальными. Но пока между силами сохраняется установленные

высшими мировыми законами связь, до тех пор преобладание одной

из них не может вызвать никакой, в более высоком смысле, помехи

или неправильности. У волевого человека, например, благодаря

этим законам мышление и чувство действуют все же

уравновешивающим образом и препятствуют преобладающей воле

впадать в чрезмерные крайности. Но когда такой волевой человек

вступает на путь ученичества, тогда совершенно прекращается

закономерное влияние чувства и мышления на волю,

беспрепятственно побуждающую его к безмерным проявлениям своих

сил. Если тогда человек окажется недостаточно развит, в смысле

совершенного обладания высшим сознанием так, чтобы быть в

состоянии самому устанавливать гармонию, то воля направится

своим собственным безудержным путем. Она будет постоянно

пересиливать человека. Чувство и мышление впадут в полное

бессилие; господствующая человеком воля будет погонять им, как

рабом. Возникает деспотическая натура, переходящая от одного

необузданного поступка к другому. - Второе уклонение возникает

тогда, когда таким же безмерным образом освобождается от

закономерных уз способность чувства. Личность склонная к

почитанию может в таком случае подпасть в безграничную

зависимость от других, вплоть до потери всякой собственной воли

и мысли. И тогда, вместо высшего познания ее уделом явится

самое жалкое опустошение и бессилие. - Или может случиться при

таком преобладании чувства, натура, склонная к благоговению и

религиозному подъему, впадет в совершенно поглощающую ее

религиозную