сосредоточения и медитирования человек работает над
своей душой. Этим он развивает в ней органы душевного
восприятия. В то время, как он отдается задачам концентрации и
медитации, внутри его тела растет его душа, как растет зародыш
младенца в теле матери. И когда затем во время сна наступают
описанные отдельные переживания, тогда приближается момент
рождения для освободившейся души, ставшей благодаря этому в
точном смысле слова другим существом, которое человек доводит в
себе до зачатия и зрелости. - Предписания для сосредоточения и
медитирования должны быть очень тщательны и их надо выполнять
чрезвычайно точно, потому что они являются законами зачатия и
созревания этого высшего душевного существа человека. А
последнее должно быть при своем рождении гармоническим и
правильно построенным организмом. Если в предписаниях
оказывается какая-нибудь ошибка, то в духовной области
возникает не правильно организованное живое существо, а
неспособный к жизни недоносок.
Что рождение этого высокого душевного существа происходит
сначала в глубоком сне, это покажется понятным, если принять во
внимание, что нежный, еще мало способный к сопротивлению
организм при первом своем появлении во время чувственной
повседневной жизни не мог бы, конечно, никак дать знать о себе
посреди могучих и резких процессов этой жизни. Его деятельность
прошла бы незамеченной наряду с деятельностью тела. Во сне,
когда тело покоится - поскольку его деятельность зависит от
чувственных восприятий, - может проявится и эта, столь нежная и
незаметная вначале деятельность высшей души. - Но опять надо
заметить, что ученик не должен смотреть на переживания сна, как
на вполне значимые познания, до тех пор, пока он не будет в
состоянии переносить пробужденную высшую душу и в свое дневное
сознание. Если он в состоянии это сделать, тогда он может
воспринимать духовный мир, с присущим ему характером, также и
посреди дневных переживаний и наряду с ними, т.е. он может
душевно постигать в звуках и словах тайны окружающего его мира.
Но на этой ступени развития человек должен уяснить себе,
что вначале он имеет дело только с отдельными, более или менее
несвязными душевными переживаниями. Поэтому надо остерегаться
построить себе из них какую-либо законченную, или хотя бы
только связную систему познаний. Ибо тогда в душевный мир могли
бы вмешаться различные фантастические представления и идеи, и
человек очень легко мог бы построить себе мир, не имеющий
ничего общего с действительным духовным миром. Ученик должен
постоянно упражняться в строжайшем контроле над собой. Самым
правильным было бы добиться все большей ясности относительно
отдельных, настоящих переживаний, уже знакомых ученику, и
ждать, пока совершенно непринужденно не появятся новые и как бы
сама собою не установится связь их с прежними. - И тогда у
духовного ученика, при применении соответственных упражнений и
благодаря силе духовного мира, в который он теперь уже вступил,
начинается захватывающее вокруг себя все большие области
расширение сознания в глубоком сне. Все больше переживаний
начинает выступать из бессознательности и все меньше промежутки
жизни во сне остаются бессознательными. Тогда все больше сама
собой устанавливается связь между отдельными опытами,
сделанными во сне, причем настоящая связь их не нарушается
всевозможными соображениями и заключениями, проистекающими лишь
из привыкшего к чувственному миру рассудка. Но чем меньше
мысленных привычек чувственного мира будет неправомерно
вмешиваться в эти высшие переживания, тем лучше. При таком
поведении человек все больше и больше приближается в той
ступени на пути к высшему познанию, на которой состояния,
протекавшие лишь совсем бессознательно во сне, превращаются в
совершенно сознательные. Тогда, во время отдыха тела, он
продолжает жить точно так же в действительности, как это бывает