окружающий мир обогащается всеми восприятиями,
доступными глазу, так и человек, достигший таким образом
ясновидения, созерцает весь окружающий его мир наделенным
новыми свойствами, вещами, существами и т.д. Теперь ему не
нужно дожидаться сновидения, чтобы ожить в другом мире; он
может всегда, когда это будет уместно переходить в описанное
состояние, поднимаясь к высшему восприятию. Это новое состояние
имеет у него тогда , по сравнению с прежним, такое же значение,
какое в обыкновенной жизни имеет восприятие вещей при
деятельности органов чувств, по сравнению с восприятием при из
бездействии. Можно в истинном смысле сказать: духовный ученик
открывает органы чувств своей души и созерцает вещи, которые
для телесных чувств принуждены оставаться скрытыми.
Но это состояние служит ученику лишь переходом к более
высоким ступеням познания. Если он будет продолжать
предписанные ему его оккультной школой упражнения, то через
некоторое время он найдет, что не только с его ясновидческой
жизнью происходит описанная решительная перемена, но что
превращение распространяется также и на лишенный дотоле
сновидений глубокий сон. Он замечает, что полная
бессознательность, в которой он находился прежде во время
такого сна, прерывается единичными сознательными переживаниями.
Из общего мрака сна всплывают восприятия такого рада, каких он
раньше не знал. Конечно, не легко описать эти восприятия, ибо
наш язык создан ведь только для чувственного мира, и поэтому
можно только приблизительно подыскать слова для обозначения
того, что совсем не принадлежит к этому чувственному миру. Тем
не менее, для описания высших миров вначале приходится
пользоваться словами. Этого достигают только таким путем, что
многое выражают при помощи сравнений, а так как в мире все
находится в родственной связи друг с другом, то это оказывается
возможным. Вещи и существа высших миров настолько все-таки
сродни вещам чувственного мира, что при доброй воле всегда
можно составить себе известное представление об этих высших
мирах даже и при помощи слов, относящихся в чувственному миру.
Надо только всегда иметь в виду, что при подобных описаниях
сверхчувственных миров многое должно иметь значение сравнения и
символа. - Поэтому само духовное обучение производится лишь
отчасти при помощи слов обыкновенного языка; для остального же
ученик изучает при своем восхождении еще другой,
непосредственно понятый ему символический способ выражения. Его
необходимо усвоить себе во время самого духовного ученичества.
Но это не мешает тому, чтобы при помощи обыкновенных описаний,
какие даются здесь, можно было получить некоторое понятие о
природе высших миров.
Желая дать представление о вышеупомянутых переживаниях,
впервые всплывающих из моря бессознательности во время
глубокого сна, лучше всего можно сравнить их как бы своего рода
восприятиями слуха. Можно говорить о восприятии звуков и слов.
Подобно тому, как переживания сновидений, если сравнивать из с
восприятиями чувств, можно определить как своего рода
созерцания, так факты глубокого сна допускают сравнение с
впечатлениями слуха. (В качестве побочного замечания надо
сказать, что и для духовных миров созерцание стоит выше. Краски
и в этом мире являются чем-то более высоким, чем звуки и слова.
Но ученик воспринимает из этого мира при своем обучении,
вначале не высшие краски, а низшие звуки. По своему общему
развитию человек бывает несколько более приспособлен к миру,
открывающемуся ему в сновидениях, и только поэтому он сразу же
воспринимает в нем краски. Для более высокого мира, который
раскрывается в глубоком сне, он еще менее бывает готов; почему
мир и открывается ему прежде всего в звуках и словах; позднее
он может и здесь подняться до форм и красок).
Когда ученик заметит, что в глубоком сне у него появляются