Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

через достижение этого физического

предмета или, по крайней мере, имеется в виду возможность

такого удовлетворения, тогда противообраз является в виде очень

слабого отблеска. Своей полной силы он достигает только после

смерти человека, когда душа по своей природе все еще принуждена

будет питать это желание, но уже не будет иметь возможности его

удовлетворить за отсутствием самого предмета желания, а также и

соответствующего физического органа. Чувственно настроенный

человек будет, например, и после смерти все еще жаждать

вкусового наслаждения. Но у него не будет возможности

удовлетворить это желание, так как у него не будет больше неба.

Вследствие этого желание породит особенно яркий противообраз,

который будет тогда терзать душу. Эти испытания, переживаемые

после смерти, благодаря противообразам высшей природы души,

называются переживаниями в Кама-локе, т.е. в месте вожделений.

Они прекращаются только тогда, когда душа очистится от всех,

направленных на физический мир, вожделений. Тогда лишь душа

восходит в высшую область (Девахан). - Но хотя у живущего

физической жизнью эти противообразы слабы, они все же

существуют и сопровождают его, как задаток его Кама-локи,

подобно тому, как комету сопровождает ее хвост. И ясновидящий

может их видеть, если он достиг соответствующей ступени

развития.

В таких и в родственных им переживаниях пребывает духовный

ученик на описанной ступени. К более высоким духовным

переживаниям он еще не может подняться на этой ступени

развития. Отсюда ему предстоит еще дальнейшее восхождение.


Достижение непрерывности сознания.


Жизнь человека протекает в смене трех состояний. Это суть:

бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон без

сновидений. Можно понять, каким образом достигают высших

познаний, если составить себе представление об изменениях,

происходящих относительно этих трех состояний у искателя высших

познаний. Пока человек не прошел через школу, ведущую к этим

познаниям, его сознание постоянно прерывается промежутками сна.

В эти промежутки душа ничего не знает, как о внешнем мире, так

и о себе самой. Только по временам из общего моря

бессознательности всплывают сновидения, имеющие связь с

процессами внешнего мира, или состояниями собственного тела.

Обычно в сновидениях видят только особое проявление жизни сна,

и поэтому вообще говорят только о двух состояниях: сна и

бодрствования. Но для тайноведения сновидение имеет

самостоятельное значение наряду с двумя другими состояниями. В

прошлой главе было описано, какое изменение происходит в жизни

сновидений у человека, начинающего восходить к высшему

познанию. Его сновидения теряют свой незначащий, бессвязный и

беспорядочный характер и все более переходят в проникнутый

правильностью и связью мир. При дальнейшем развитии этот новый

мир, родившийся из мира сновидений, не только не уступает по

своей внутренней правде внешней чувственной действительности,

но в нем открываются еще факты, представляющие собой, в полном

смысле слова, высшую действительность. В чувственном мире

повсюду скрыты загадки и тайны. В нем действительно

обнаруживается проявления некоторых высших фактов: однако,

человек, ограниченный одним чувственным восприятием, не может

проникнуть к причинам. Духовному ученику, в описанном,

возникшем из сновидений, но отнюдь у него не постоянном

состоянии частично открываются эти причины. - Правда, он не

может рассматривать эти откровения, как действительные

познания, пока те же самые вещи не явятся ему и в обыкновенной

бодрственной жизни. Но он достигает и этого. Развитие его

направляется на то, чтобы состояние, созданное им сначала из

сновидческого, переносит затем и в бодрствующее сознание. Тогда

чувственный мир обогащается для него чем-то совершенно новым.

Как для человека, родившегося слепым и после операции ставшего

зрячим,