Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

И в то время как сны, обязанные

своим происхождением этим физическим причинам, становятся

правильнее, к ним начинают примешиваться и такие образы,

которые выражают собою вещи и соотношения иного мира. Здесь

впервые человек получает опыты, недоступные для дневного

сознания. - Но отнюдь не следует думать, что какой-нибудь

истинный мистик может переживаемое им таким образом во сне

положить в основу каких-либо достоверных сообщений о высшем

мире. Подобные сновидческие переживания надо рассматривать лишь

как первые признаки более высокого развития. - Дальнейшим

последствием является вскоре тот факт, что образы сновидений у

ученика уже не ускользают больше от осмысленного подчинения

рассудку, но начинают управляться им и стройно обозреваться так

же, как и представления и ощущения бодрственного сознания. Все

более и более исчезает различие между сновидческим сознанием и

этим состоянием бодрствования. Человек, видящий сон, остается в

полном смысле слова бодрствующим во время сновидения, т.е. он

чувствует себя господином и руководителем образных

представлений.

Во время сновидения человек фактически находится в ином

мире, отличном от мира его физических чувств. Но только человек

с неразвитыми духовными органами не в состоянии составить себе

о нем никаких представлений, кроме описанных, сбивчивых. Этот

мир существует для него только так, как существовал бы

чувственный мир для существа, наделенного самое большее только

первыми зачатками глаз. Поэтому человек не может видеть в этом

мире ничего, кроме отпечатков и отражений обыденной жизни.

Последние же он может видеть потому, что его душа сама

запечатлевает свои дневные восприятия, как образы в веществе,

из которого состоит этот иной мир. Нужно уяснить себе, что

наряду с обыкновенной, сознательной дневной жизнью, человек

ведет еще в этом мире вторую, бессознательную жизнь. Но видеть

эти отпечатки можно лишь тогда, когда развиты цветы лотоса. И у

каждого человека существуют некоторые скудные зачатки цветов

лотоса. Во время дневного сознания он ничего не может

воспринимать ими потому, что впечатления, производимые на него

духовным миром очень слабы. Это происходит по такой же причине,

почему днем не видно звезд: они не доходят до восприятия наряду

с могучим действием солнечного света. Так не доходят и слабые

духовные впечатления наряду с могущественными впечатлениями

физических чувств. Но когда во сне врата внешних чувств бывают

закрыты, впечатления эти начинают смутно вспыхивать. И тогда

человек, видящий сон, начинает вспоминать об опытах, пережитых

им в другом мире. Но, как сказано выше, опыты эти первоначально

суть не что иное, как отпечатки, оттиснутые в духовном мире его

собственной, связанной с физическими чувствами способностью

представления. - Только вполне развитые цветы лотоса дают ему

возможность отмечать не принадлежащие к физическому миру

проявления. А благодаря развитому эфирному телу возникает потом

полное знание об этих, из иных миров идущих, извещениях. -

Вместе с тем начинается общение человека с новым миром. И

теперь ему надо с помощью наставлений, полученных в оккультной

школе, достигнуть прежде всего двух вещей. Сначала он должен

получить возможность во время бодрствования совершенно ясно

вспомнить наблюдения, сделанные во время сна. А когда он этого

достигнет, он приводится к тому, чтобы совершать такие же

наблюдения и во время обычного бодрственного состояния. Его

внимание, обращенное на духовные впечатления, упражняется таким

образом, чтобы эти впечатления больше не исчезали в присутствии

физических и чтобы он мог иметь их постоянно, наряду и вместе с

последними.

Когда ученик достиг этой способности, перед его духовным

взором выступают некоторые черты из описанной в предыдущей

главе картины. Отныне он может воспринимать то, что существует

в духовном мире, как причина физического. И прежде всего внутри

этого мира он может познать свое высшее