Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

различии

людей, в смысле степеней их совершенства. Он узнает, что есть

люди стоящие выше его и уже достигшие тех ступеней, которые для

него еще лежат впереди. Он начинает понимать, что учения и дела

подобных людей являются вдохновениями из высшего мира. Этим он

обязан своему первому самостоятельному прозрению в этот высший

мир. И существование тех, которых называют 'великими

посвященными человечества', начнет становиться для него

действительным фактом.

Таковы дары, которыми ученик обязан этой ступени своего

развития: проникновение в высшее 'Я', в учение о воплощении или

инкарнации этого высшего 'Я' в низшем, проникновение в закон,

которым управляется жизнь в физическом мире, согласно великой

духовной связи, - в закон кармы - и, наконец, в бытие великих

посвященных.

Поэтому об ученике, достигшим этой ступени, говорят, что

для него совершенно исчезло сомнение. Если прежде он мог

усвоить себе, опирающуюся на доводы рассудка и на здоровое

мышление веру, то теперь место этой веры заступает полнота

знания и ничем непоколебимое прозрение.

Религии в своих церемониях, таинствах и обрядах дали

внешнее видимое отражение высших духовных процессов и существ.

Отрицать это может только тот, кто не понял всей глубины

великих религий. Но кто начал уже сам прозревать в духовную

действительность, тот поймет и великое значение этих внешне

видимых действий. И для него тогда религиозная служба сама

явится отражением его общения со стоящим выше духовным миром.

Мы видим, каким образом достижение этой ступени делает

ученика действительно новым человеком. После этого он может

постепенно возрастать до той степени зрелости, когда он будет в

состоянии посредством потоков своего эфирного тела управлять в

подлинном смысле слова высшим элементом жизни и достигнуть тем

самым высокой свободы от своего физического тела.


Изменения в жизни сновидений у ученика.


Признаком того, что ученик достиг или скоро достигнет

описанной в предыдущей главе ступени развития является

изменение, наступающее в его сновидческой жизни. До сих пор его

сновидения были спутаны и произвольны. Теперь они начинают

принимать правильный характер. Образы их получают осмысленную

связь между собой, подобно представлениям повседневной жизни. В

них можно узнать закон, причину и действие. Изменяется также и

содержание сновидений. Между тем, как прежде воспринимались

лишь отзвуки дневной жизни, неоформленные впечатления от

окружающего мира или от состояний собственного тела, теперь

выступают образы неведомого дотоле мира. Сначала, конечно, еще

сохраняется общий характер сновидческой жизни, поскольку

сновидения отличаются от бодрственного представления тем, что

они изображают в символах то, что им надо выразить. От

внимательного наблюдателя не может ускользнуть этот

символический характер сновидческой жизни. Человеку, например,

что он поймал безобразное животное и но испытывает от этого в

руке неприятное ощущение. Он просыпается и замечает, что держит

в руке конец одеяла. Таким образом восприятие выражается не в

чистом виде, а посредством этого символического образа. - Или

же ему сниться, что он бежит от погони и он испытывает страх.

При пробуждении обнаруживается, что во время сна у него

поднялось сердцебиение. Желудок, наполненный неудобоваримой

пищей, причиняет тревожные сны. Происшествия в окружающей

спящего среде также отражаются во сне в символических образах.

Бой часов может вызвать картину марширующего под барабанный бой

отряда солдат. Опрокинувшийся стул дает повод к целой драме во

сне, в которой стук его падения отразится в виде выстрела и

т.п.. - Этот символический способ выражения сохраняется также и

при более правильной сновидческой жизни, когда у человека

начинает развиваться эфирное тело. Но его сновидения перестают

отражать одни только факты окружающего физического мира или его

собственного чувственного тела.