Четвертое качества - желание освобождения
- служит затем к тому, чтобы помочь созреванию этого эфирного
органа близ сердца. Когда это качество делается душевной
привычкой, человек освобождается от всего, что связано только
со способностями его личной природы. Он перестает смотреть на
вещи со своей отдельной точки зрения. Исчезают границы его
низкого 'я', приковывающие его к этой точке зрения. Тайны
духовного мира получают доступ к его внутреннему существу. Это
и есть освобождение. Ибо эти оковы принуждают человека смотреть
на вещи и на существ так, как это ему лично присуще. Но ученик
должен стать независимым и свободным от всякого личного взгляда
на вещи.
Отсюда видно, что предписания, исходящие от духовной
науки, действуют глубоко определяющим образом на самую
внутреннюю природу человека. Таковыми являются и предписания ,
касающиеся четырех названных качеств. В той или иной форме они
находятся во всех мировоззрениях, признающих духовный мир.
Давая людям эти предписания, основатели подобных мировоззрений
исходили не из каких-нибудь смутных чувств. Напротив, они
делали это в силу того, что были великими посвященными. Слагая
свои нравственные предписания, они исходили из познания. Им
было известно, как действуют эти предписания на более тонкую
природу человека, и они желали, чтобы их последователи
постепенно развивали в себе эту более тонкую природу. Жить в
духе подобных мировоззрений, это значить - работать над своим
духовным усовершенствованием. И только тогда человек работает
так, он служит мировому целому. Совершенствование себя вовсе не
есть себялюбие. Ибо несовершенный человек является также и
несовершенным слугой человечества и мира. Человек служит целому
тем лучше, чем он сам совершеннее. Здесь приложимы слова:
'Украшая себя, роза красит весь сад'.
Поэтому основатели глубоких мировоззрений являются
высокими посвященными. Исходящее от них вливается в
человеческие души. И благодаря этому вместе с человечеством
движется и весь мир. Посвященные совершенно сознательно
работали над этим процессом развития человечества. Только тогда
станет понятным содержание их наставлений, если принять во
внимание, что наставления эти почерпнуты из самых внутренних
глубин человеческой природы. Великими познавателями были
посвященные и из своих знаний отпечатывали они идеалы
человечества. И человек приближается к этим вождям, когда он в
своем собственном развитии поднимается к их высотам.
Когда у человека началось такого рода развитие эфирного
тела, как это было описано в предыдущем, для него открывается
совершенно новая жизнь. И он должен на пути ученичества
своевременно получить разъяснения, которые дадут ему
возможность разобраться в этой новой жизни. Он видит, например,
благодаря шестнадцати-лепестковому лотосу духовные образы
высшего мира. И он должен уяснить себе все различие этих
образов в зависимости от того, какие предметы или существа их
вызывают. Первое, на что он может обратить внимание это то, что
на некоторые из этих образов он может своими мыслями и
ощущениями оказывать сильное влияние, а на другие не может
оказывать никакого или лишь очень незначительное. Один род
образов тотчас же изменяется, как только при их появлении у
наблюдателя сначала возникает мысль: 'это прекрасно', а затем
во время созерцания эта мысль переходит в другую 'это полезно'.
- Этой особенностью изменяться от всякой мысли и от всякого
чувства, исходящих от наблюдателя отличаются образы,
происходящие от минералов или от искусственно сделанных
предметов. В меньшей степени замечается это у образов,
принадлежащих растениям и еще меньше у тех, которые отвечают
животным. Эти образы также подвижны и полны жизнью. Но их
подвижность только отчасти происходит от влияния человеческих
мыслей и ощущений, частью же они вызываются причинами, на