Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

/>

Кто развил в себе шести-лепестковый лотос, тот достигает

общения с существами, принадлежащими к высшим мирам; однако,

лишь в том случае, если их бытие проявляется в мире душ. Но при

духовном обучении не советуют развивать этот лотос, пока ученик

не подвинулся дальше на этом пути, на котором он может

возвысить свой дух в еще более высокий мир. Развитие цветов

лотоса должно всегда сопровождаться этим вступлением в

подлинный мир духа. Иначе ученик впадает в спутанность и

неуверенность. Правда, он научился бы видеть, но ему не

доставало бы способности правильно судить об увиденном. -

Впрочем, в самих условиях, необходимых для развития

шести-лепесткового лотоса, заключается уже известное

ручательство против спутанности и неустойчивости. Ибо не легко

привести в смущение того, кто достиг совершенного равновесия

между чувственностью (телом), страстью (душою) и идеей (духом).

И все же необходимо еще нечто большее, чем это ручательство,

когда благодаря развитию шести-лепесткового лотоса,

человеческому восприятию становятся доступны одаренные жизнью и

самостоятельностью существа, принадлежащие к миру, столь

коренным образом отличному от мира физических чувств. Чтобы

сохранить уверенность в этих мирах, ему недостаточно одного

развития лотосов; для этого ему надо иметь в своем распоряжении

еще более высокие органы. Теперь будет речь о развитии этих

высших органов; а затем может быть сказано и об остальных

лотосах и о дальнейшей организации душевного тела. (Само собой

разумеется, что выражение 'душевное тело' ( как и многие

подобные выражения в духовной науке), взятое в буквальном

смысле слова, содержит в себе противоречие. Тем не менее этим

выражением пользуются, потому что ясновидческое сознание

воспринимает нечто такое, переживание чего в духовном

соответствует в физическом переживанию тела).

Развитие душевного тела, как оно только что было описано,

дает человеку возможность восприятия сверхчувственных явлений.

Но кто желает действительно разобраться в этом мире, тот не

должен останавливаться на этой ступени развития. Недостаточно

одной подвижности лотосов. Человек должен быть в состоянии

самостоятельно и в полном сознании управлять и владеть

движением своих духовных органов. Иначе он сделался бы игрушкою

внешних сил и могуществ. Чтобы не стать такой игрушкой, ему

необходимо приобрести способность внимать так называемому

'внутреннему слову'. Для этого должно быть развито не только

душевное тело, но также и эфирное. Это - то тонкое тело,

которое представляется ясновидящему как бы своего рода

двойником физического тела. Оно является как бы промежуточной

ступенью между физическим и душевным. (Сравните сказанное здесь

с описанием эфирного тела в 'Теософия' того же автора). Обладая

способностями ясновидения, можно при полном сознании отвлечься

от восприятия физического тела стоящего перед нами человека. На

высшей ступени это - то же самое, что упражнение внимания на

низшей. И как человек может отвлечь свое внимание от

чего-нибудь, находящегося перед ним, в такой степени, что оно

перестанет для него существовать, так и ясновидящий может

погасить в себе восприятия физического тела до того, что оно

явится для него физически вполне прозрачным. Если он поступит

таким образом со стоящим перед ним человеком, то перед его

душевным взором, кроме душевного тела, которое больше эфирного

и физического и оба их пронизывает, останется еще так

называемое эфирное тело. Эфирное тело имеет приблизительно

величину и форму физического, так что оно занимает

приблизительно то же пространство, что и физическое. Это - в

высшей степени тонко и нежно организованное тело. (Я прошу

физика не смущаться выражением 'эфирное' тело. Слово 'эфир'

указывает только на тонкость этого образования. 'Эфир', о

котором идет здесь речь, пока отнюдь не следует сближать