лотос достигает той формы, которую он должен
иметь. Душевная жизнь должна сделаться у духовного ученика
жизнью в постоянном внимании и надо действительно уметь держать
вдали от себя то, на что не хочешь или не должен обращать
никакого внимания. - Если к подобному самовоспитанию
присоединяется потом медитация по указаниям духовной науки,
тогда лотос в области желудочной впадины достигает зрелости
правильным образом и то, что воспринималось прежде благодаря
вышеописанным органам чувств только как форма и теплота,
получает теперь духовно свет и окраску. И благодаря этому
раскрываются, например, таланты и способности душ, а также
скрытые свойства природы. Цветовая аура живых существ
становится таким образом видимой; окружающее нас возвещает о
своих душевных качествах. - Надо признать, что именно в этой
области необходима при развитии величайшая тщательность, ибо
игра бессознательных воспоминаний бывает здесь чрезвычайно
живой. В противном случае у многих людей существовало бы
упомянутое здесь чувство, ибо оно выступает почти немедленно,
как только человек начинает держать вполне в своей власти
впечатления своих чувств, так что они зависят уже единственно
от его внимания или невнимания. Это душевное чувство остается в
бездействии только до тех пор, пока сила внешних чувств
удерживает его в состоянии смутности и подавленности.
Еще более трудным, чем развитие описанных лотосов,
является развитие шести-лепесткового цветка лотоса,
находящегося в середине тела. Ибо для этого развития необходимо
достигнуть совершенного подчинения всего человека его
самосознанию так, чтобы тело, душа и дух были у него в полной
гармонии. Отправления тела, наклонности и страсти души, мысли и
идеи духа должны быть приведены в совершенное согласие между
собой. Тело должно быть настолько облагорожено и очищено, чтобы
его органы не влекли его ни к чему, что не служит душе или
духу. Душа не должна понуждаться телом к вожделениям и
страстям, противоречащим чистому и благородному мышлению. Но и
дух не должен как рабовладелец господствовать над душой,
налагая на все свои веления долга и законы; она должна сама по
собственной свободной склонности, следовать обязанностям и
велениям долга. Обязанность не должна тяготеть над учеником,
как что-то, чему он подчиняется против воли, но должна быть
тем, что он исполняет по любви. Духовный ученик должен развить
свободную душу в равновесии между чувственностью и духовностью.
Он должен достигнуть возможности полагаться на свою
чувственность, ибо она должна быть настолько очищенной, чтобы
потерять силу увлекать его вниз. Он не должен больше иметь
нужды в обуздании своих страстей, ибо они сами собой должны
следовать правильному. Пока человеку необходимо бичевать себя,
он не может быть духовным учеником на известной ступени.
Добродетель, к которой еще нужно принуждать себя, не имеет цены
для духовного ученичества. Пока у еще есть вожделение, оно
мешает ученичеству, даже если бы он старался ему не
потворствовать. И безразлично, принадлежит ли это вожделение
телу или душе. Если человек избегает, например, какого-нибудь
возбуждающего средства, чтобы очистить себя отказом от
наслаждения, то это окажет ему пользу только в том случае, если
его тело не испытывает благодаря этому воздержанию никакой
тягости. В противном случае, это показывает, что тело желает
этого возбуждающего средства и тогда воздержание не имеет
никакой цены. В таком случае вполне возможно, что человеку
лучше временно отказаться от намеченной цели и подождать, пока
для него не наступит - быть может лишь в следующей жизни -
более благоприятные в чувственном отношении обстоятельства. В
некоторых положениях разумный отказ является гораздо большим
достижением, чем стремление к чему-нибудь недостижимому при
данных условиях. Такой разумный отказ даже более соответствует