Рудольф Штайнер

Как достигнуть познаний высших миров

своими теперешними мыслями. Но он

совсем не заметил, что его взгляд, устремленный в окно, упал на

лицо, имевшее сходство с другим, участвовавшим в пришедшем ему

на память воспоминании. Увиденное совсем не дошло у него до

сознания, а дошло только его действие. Таким образом он думает,

что воспоминание пришло ему на ум 'само собой'. Как много вещей

в жизни происходит подобным же образом. Как вплетаются в нашу

жизнь разные вещи, которые мы узнали и прочли, не доводя их

взаимной связи до сознания. Например, кто-нибудь терпеть не

может такого-то цвета; но он совсем не знает, что это

происходит потому, что учитель, мучавший его много лет тому

назад, носил сюртук этого цвета. Бесчисленные иллюзии основаны

на подобных несознаваемых связях. Многие вещи запечатлеваются в

душе, совершенно минуя сознание. Может произойти следующий

случай. Кто-нибудь читает в газете о смерти знакомого человека.

И вот он настойчиво утверждает, что еще 'вчера' у него было

предчувствие этой смерти, хотя он не видел и не слыхал ничего,

могущего навести его на эту мысль. И это правда: мысль, что

этот человек умрет, возникла у него 'вчера' как бы 'сама

собой'. Он не заметил только одного. За несколько часов перед

тем, как у него 'вчера' явилась эта мысль, он был в гостях у

одного знакомого. На столе лежала газета. Он ее не читал. Но

бессознательно его взгляд все-таки упал на известие о тяжелой

болезни упомянутого лица. Впечатление об этом не дошло до его

сознания. Но результатом его было 'предчувствие'. - Если

принять все это во внимание, тогда можно представить себе,

какой источник иллюзий и фантастических представлений заключен

в подобных обстоятельствах. И этот источник должен быть

уничтожен, если человек хочет развить в себе десяти-лепестковый

лотос. Ибо благодаря этому лотосу можно воспринимать в душах

глубоко скрытые свойства. Но истинными эти восприятия могут

быть признаны только тогда, если человек совершенно освободился

от означенных заблуждений. Для этого ему необходимо стать

господином над воздействиями, идущими на него из внешнего мира.

Человек должен достигнуть того, чтобы действительно не

воспринимать впечатлений, которых он не хочет воспринимать. Эту

способность можно приобрести только путем напряженной

внутренней жизни. Человек должен поставить это в зависимость от

своей воли; он должен дозволять действовать на себя только тем

вещам, на которые он обратил внимание и действительно

устраняться от впечатлений, к которым он не обращается по

собственной воле. То, что он видит, он должен хотеть видеть; а

то, на что он не обращает внимания, должно действительно не

существовать для него. Чем живее и энергичнее становится

внутренняя работа души, тем полнее можно этого достигнуть. -

Духовный ученик должен избегать всякого глядения по сторонам и

слушания, не сопровождаемых мыслью. Для него должно

существовать только то, на что он устремляет свой слух или

зрение. Он должен должен упражняться в способности ничего не

слышать посреди величайшего шума, если он не хочет слышать; он

должен сделать свой глаз невосприимчивым для вещей, на которые

он не смотрит намеренно. Он должен быть защищен как бы душевной

броней от всяких бессознательных впечатлений. - Особенно должен

он обратить в этом смысле свою задачу на жизнь своих мыслей.

Он ставит перед собой какую-нибудь определенную мысль и

старается думать только о том, что он может вполне сознательно

и совершенно свободно связать с этой мыслью. Он отклоняет

произвольные, приходящие на ум мысли. Желая привести мысль в

какую-нибудь связь с другой мыслью, он тщательно обдумывает,

откуда к нему пришла эта другая мысль.- Он идет еще дальше.

Питая, например, против чего-нибудь известную антипатию, он

побеждает ее и старается установить сознательное отношение к

каждой вещи. Таким образом, бессознательные элементы все меньше

вмешиваются в его жизнь. Только благодаря такому воспитанию

десяти-лепестковый